Ректор ТГУ представил модель высшего образования на «Сибирском соглашении»

В Томском государственном университете состоялось заседание координационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) по образованию и науке под председательством губернатора Томской области Владимира Мазура. Представители сибирских регионов обсудили роль Сибири в достижении научно-технологического суверенитета России. Ректор ТГУ Эдуард Галажинский выступил с докладом о новых моделях подготовки кадров в ходе трансформации системы высшего образования. Вузам и региональным органам исполнительной власти по высшему образованию и науке было рекомендовано поддержать предложенные экспериментальные модели образовательных программ.

Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» создана в 1990 году с целью построения между сибирскими территориями межрегиональной и межотраслевой интеграции в рыночных условиях. Сегодня в ее состав входят 14 субъектов РФ из Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Участников заседания координационного совета МАСС в ТГУ поприветствовали заместитель министра науки и высшего образования России Дмитрий Афанасьев и губернатор Томской области Владимир Мазур.

В заседании также приняли участие председатель Исполнительного комитета МАСС Геннадий Гусельников, губернатор Новосибирской области, председатель комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Наука» Андрей Травников, заместители губернатора Томской области Андрей Антонов и Людмила Огородова, директор НОЦ «Кузбасс» Ирина Ганиева, директор НОЦ «Байкал», директор Фонда стратегического и инновационного развития Иркутской области Евгений Семенов, ректор НГУ, академик РАН, профессор Михаил Федорук и ректор НГТУ, профессор Анатолий Батаев.

На заседании обсуждались проекты в сфере науки и образования. Участники презентовали результаты работы по нацпроекту «Наука и университеты», а также выдвинули предложения по формированию Сибирского научно-образовательного кластера, который будет способствовать развитию межрегиональных связей.

Говоря о вкладе университетов в формировании научно-технологического суверенитета страны, ректор ТГУ Эдуард Галажинский подчеркнул:

– Чтобы сегодня появились собственные технологии, связанные с критическими отраслями, такими как связь, энергетика, микроэлектроника, нужны фундаментальные научные решения, понимание, как должна быть устроена новая реальность, как должны быть устроены опытно-конструкторские разработки, должны быть собственные модели и образцы.

DSC_3230 — копия.JPG
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский на заседании МАСС

По сути, речь идет о третьем пакете технологических решений, которые позволяют странам обеспечивать суверенитет. Сейчас таких пакетов два – это США и Китай, и у России есть амбиции претендовать на третий и консолидировать вокруг себя те страны, которые не хотят быть зависимыми.

– И без фундаментальной науки это невозможно, – сказал Эдуард Галажинский. – Для успеха в этой сфере требуется комплексная и сложная работа. Именно поэтому у нас в ассоциации «Сибирское соглашение» обсуждаются вопросы консолидации регионов вокруг таких глобальных задач. По нашему глубокому убеждению, сильная научная ось Томска и Новосибирска как раз является стержневой базой для разработки таких технологий. Эта база научных организаций и вузов позволяет создавать решения в области прорывных и новых областей – связанных с беспилотниками, ИИ, квантовыми технологиями.

Ректор ТГУ презентовал новые модели для подготовки кадров под задачи технологического суверенитета страны. Напомним, Томский государственный университет стал одним из шести вузов России, которые участвуют в формировании и апробации новой модели системы высшего образования России. В новый учебный год университет войдет с 13 пилотными образовательными программами.

Как отметил Эдуард Галажинский, в основе «образовательного пилота» ТГУ лежат два фундаментальных контекста. Один связан с национальной рамкой квалификаций – она помогает определить сложность деятельности, широту полномочий и ответственности специалиста. Совокупность этих факторов будет влиять на продолжительность образовательных программ.

Второй контекст связан с различением образовательной степени и профессиональных квалификаций. Сейчас выпускникам вузов автоматически присваивается профессиональная квалификация, он считается компетентным специалистом для выхода на рынок труда. ТГУ предложил вместо бакалавриата, который многие работодатели так и не смогли принять всерьез, развивать основное (базовое) высшее образование (4-6 лет). Такая подготовка актуальна для обучения прикладных разработчиков и исследователей. Следующая ступень – программы специализированного высшего образования – магистратуры, ординатуры (1-3 года). Это подготовка специалистов с углубленной квалификацией.

DSC_3160 — копия.JPG

По итогам совещания принято решение о рекомендации регионам и вузам поддержать экспериментальные модели образовательных программ. В частности, это формирование высших профессиональных школ, а также трансформация образовательного процесса в магистратуре, что предполагает подготовку кадров в кооперации с индустриальными партнерами и получение реального опыта во время обучения.

Внедрение новой схемы международного международного сотрудничества в сфере образования также было в центре внимания участников. Принято решение о формировании новых возможностей для студенческой мобильности в современных условиях.

В завершение заседания координационного совета было подписано соглашение по реализации проекта «Технопредки» в рамках мероприятий регионального плана по проведению Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации.