По примеру ТГУ: как изменится аграрное образование в России

Современное сельское хозяйство – сфера, где аграрии совмещают классические методы работы с беспилотниками, роботами и различными цифровыми технологиями. Казалось бы, такой подход должен привлекать молодежь, однако аграрные вузы и факультеты России не могут похвастаться очередью из абитуриентов.

Сделать аграрное образование более популярным и востребованным необходимо через его реформирование в рамках реализации пилотного проекта по изменению всей системы высшего образования в стране. Такое мнение высказал на минувшей неделе глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков, выступая в Совете Федерации.

Рассказываем, что изменится в аграрных вузах и какую роль в реформе играет Томский государственный университет.

Что происходит с системой высшего образования РФ

Ранее сообщалось, что в 2022 году Минобрнауки РФ объявило о планах отказаться от Болонской системы, подразумевающей разделение уровней высшего образования на базовый и магистратуру. Вместо международного стандарта в России предлагается разработать собственную модель высшего образования.

Для этого власти инициировали пилотный проект по совершенствованию системы российского высшего образования. Он осуществляется на базе ТГУ и пяти других ведущих вузов страны. Проект предусматривает установление следующих уровней высшего образования: базовое, специализированное, аспирантура. На уровне специализированного высшего образования предполагается реализация программ магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.

Проблема аграрных вузов

По словам Валерия Фалькова, в аграрном образовании России «складываются парадоксальные вещи»: «С одной стороны, это развивающаяся высокотехнологичная отрасль с большим объемом инвестиций и передовыми технологиями. С другой, мы фиксируем самую низкую конкурсную ситуацию в аграрные вузы и на соответствующие факультеты в соответствующие институты».

Он подчеркнул, что в 2022 году в Минобрнауки из Минсельхоза было передано 11 вузов аграрного профиля: «Мы эту ситуацию теперь видим в приложении к конкретным университетам и намерены действовать по трем основным направлениям».

В.Фальков на Совете Федерации.jpg
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков

Из трансляции заседания Совета Федерации

Опыт томичей

Первое направление – полная переработка программ подготовки специалистов, добавление в учебные планы больше востребованных элементов, в частности увеличение объемов цифровой подготовки, современных знаний о генетике, работы с большими данными. В качестве примера министр привел Томский государственный университет с его современной аграрной школой.

В 2022 году ТГУ открыл передовую инженерную школу (ПИШ) «Агробиотек». Она готовит специалистов в области глубокой переработки продукции и отходов сельского хозяйства, агропроизводств, геномной селекции и генной инженерии, питания будущего.

Также сообщалось, что в мае во время своего визита в Томск глава Минобрнауки открыл новую лабораторию ПИШ «Агробиотек», где будут создавать отечественные пробиотики и закваски для молочной промышленности. Фальков отметил, что такую модель ПИШ нужно масштабировать: «Это хороший пример того, как наука и производство должны взаимодействовать в области биотехнологий».

Открытие новой лаборатории ПИШ ТГУ на площадке компании «Артлайф»

Фото с сайта Минобрнауки РФ

Как сказал Фальков, выступая перед членами СФ РФ, в пилотном проекте в течение первого года его реализации не было ни одного аграрного вуза, факультета или специальности. Однако, как уточнил министр, в новом учебном году «ТГУ неожиданно запланировал запустить программу по агрономии, которая предусматривает увеличение срока обучения с четырех лет до пяти».

«Неожиданно» – потому что это классический университет. Но на самом деле это вполне логично, поскольку ТГУ реализует большой проект по созданию передовой инженерной школы в агробиотехнологиях», – объяснил министр.

Что еще изменится

В числе других направлений в модернизации аграрного образования – большее привлечение практиков из ведущих предприятий сельского хозяйства и повышение квалификации преподавателей профильных вузов и факультетов.

«Это очень важный момент, потому что студент получает допуск к передовым знаниям, к самым современным технологиям», – подчеркнул глава Минобрнауки.

83835_9.jpg
Молодые ученые ТГУ в лаборатории

Валерий Фальков отметил, что также в рамках реформы образования необходимо повысить интерес студентов к аграрным специальностям и направлениям.

«Мы пошли по пути повышения входного порога, то есть мы установили другие входные баллы. И боялись, что у нас будут незаполненные бюджетные места, но практика прошлого года показала, что повысилось качество приема на 7,4 балла: с 52 баллов в 2022 году в целом по 11 аграрным университетам до почти 60 баллов в 2023 году», – сообщил министр.

Он отметил, что изменения коснутся даже названий программ.

«Потому что зачастую само название не привлекает внимания абитуриентов. «Агрономия» – это одно название, «Агробиотехнологии» – это уже другое, а если вы к агробиотехнологиям даете на втором или третьем курсе дополнительную квалификацию «Фитосанитарный контроль», то это автоматически повышает привлекательность студента и делает его более устойчивым в будущем на рынке труда», – добавил Фальков.

Глава Минобрнауки подчеркнул, что его ведомство и Минсельхоз будут действовать «единым фронтом»: «Планируем установить единые требования и к университетам, и к программам. И в самое ближайшее время в рамках обновленной системы высшего образования дадим полное представление о новом аграрном образовании».

Текст: РИА Томск