Лекции по болотоведению пройдут в Нижнем Новгороде, Москве и Томске

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Томский государственный университет и Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал) при поддержке компании СИБУР представляют просветительскую программу в рамках проекта «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых». Ведущие ученые — болотоведы и биологи, философы, искусствоведы и художники расскажут о взаимодействии научных достижений, знаний и художественных практик. Лекции, публичные беседы, экскурсии и другие мероприятия состоятся в Нижнем Новгороде, Москве и Томске.

Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» — завершающий этап междисциплинарного проекта, организованного ГМИИ им. А.С. Пушкина и Томским государственным университетом. Этой осенью в Томской области были открыты две инсталляции, а с 19 ноября 2024 года в Мультимедиа-арт пространстве ЦЕХ * в Нижнем Новгороде можно будет увидеть результаты двухлетнего совместного исследования ученых-болотоведов, команды Пушкинского музея и художника Василия Кононова-Гредина. Проект объединяет современное искусство и научное знание: в центре футуристичной экспозиции находится «Инсталляция 3», включающая фрагмент Васюганского болота, помещенного в прозрачный куб. Выставка сопровождается документальными материалами, рассказывающими об экспедициях на болота и подготовке проекта: фильм, путевой дневник художника, фотографии и артефакты.

Просветительская программа проекта «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» дополнит зрительский опыт и подсветит множественные аспекты взаимодействия искусства и науки. В мероприятиях участвуют специалисты в области естественных наук, ученые, которые много лет исследуют сложную экосистему Васюганских болот, философы, культурологи, искусствоведы, а также кураторы и художники, которые в своих практиках обращаются к вопросам, связанным с взаимодействием науки и искусства. Лекции, дискуссии и публичные беседы затронут как опыт современных деятелей художественного процесса — создание проектов в экстремальных природных условиях, обращение к естественнонаучным дисциплинам, практики сайнс-арта; так и опыт в исторической перспективе, захватывающий философскую проблематику и сюжеты из истории искусства.

1 Кирпотин ТГУ_1200.jpg
Лекция директора центра превосходства «БиоКлимЛанд» ТГУ Сергея Кирпотина в Кабинете Пушкинского в НБ ТГУ

Автор фото: Иван Сидорин

Дарья Колпашникова, куратор выставки, отмечает:

— Еще со времен Античности мыслители рассматривали созидание и научное знание как взаимодополняющие способы постижения мира и фиксации его многообразия. Ренессансная гуманистическая традиция продолжила этот междисциплинарный подход, доказав, что без опоры на научные принципы невозможно сооружение масштабных соборов и анатомически достоверное изображение человеческого тела, а общение людей из разных сфер обогащает их деятельность. Сегодня очевидно, что сотворчество ученых и художников может дать их трудам новые векторы развития, свежую оптику и заряд вдохновения.

В рамках просветительской программы пройдут лекции и практические занятия от научных сотрудников Томского государственного университета. Ученые расскажут о разнообразном ботаническом мире Васюганских болот, покажут под микроскопом болотные растения и познакомят с красотой самой крупной экосистемы Западной Сибири. Распространение знаний о болоте как источнике информации по истории Земли, хранилище полезных ископаемых и незаменимом участнике процесса по поддержанию климата на планете повысит экологическую осознанность и бережное отношение к ресурсам.

— Болото — очень древняя экосистема. Она рождается, живет, развивается. Она может быть молодой и старой, в зависимости от того, на какой стадии развития мы ее застали. Жизнь болота, если ему не мешать, длится тысячи лет. Изучая болота, мы можем получить информацию об окружающей среде и климате Земли в глубоком прошлом. Сохраняя болота, мы можем смягчать негативные последствия современных климатических изменений и сохранять разнообразие жизни на Земле, — объясняет Ирина Волкова, кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, Биологический институт ТГУ.

Татьяна Романенкова, старший менеджер по климатическим инициативам и углеродному регулированию СИБУРа, добавляет, что многие воспринимают болота как что-то вредное и опасное, хотя они играют важную роль в сохранении биоразнообразия и поглощении парниковых газов:

— Но болота исчезают втрое быстрее лесов и нуждаются в защите, поэтому необходимо повышать осведомленность и привлекать внимание к этому вопросу. Уверены, что просветительская программа в рамках междисциплинарного проекта «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» позволит участникам по-новому взглянуть на эти ценные экосистемы.

Ближайшее событие в рамках просветительской программы «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» состоится 16 ноября в главном корпусе Томского государственного университета. Кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники ТГУ Ирина Волкова проведет лабораторную работу «Жизнь на болотах: экологические адаптации болотных растений». Участники познакомятся с представителями болотной флоры и узнают об особенностях их строения, которые позволяют растениям выживать в суровых экологических условиях. Под микроскопом участники смогут рассмотреть гербарии и живые болотные растения.

Регистрация на мероприятие:

 

  • Организаторы: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Национальный исследовательский Томский государственный университет

  • Соорганизатор: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина

  • Время проведения: 19 ноября — 15 декабря 2024 года

  • Место проведения: Мультимедиа арт-пространство ЦЕХ * (Нижний Новгород, ул. Варварская, д. 32), Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Нижний Новгород, Кремль, д. 6), Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва, ул. Волхонка, д. 12), Томский государственный университет (Томск, пр. Ленина, д. 36)

  • Художник, автор проекта: Василий Кононов-Гредин


Расписание событий просветительской программы опубликовано на сайте: http://bolotovedenie.pushkinmuseum.art/programm. Вход свободный по предварительной регистрации. 


Партнер культурно-просветительского проекта 

сибур лого.png

СПРАВКА

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, — от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи — картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.

Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина, расположенный в здании Арсенала в Нижегородском кремле, реализует многочисленные выставочные и междисциплинарные проекты, а также просветительские, детские и инклюзивные программы. Институция способствует созданию новой творческой среды, представляя современный художественный процесс в сочетании с классическим искусством.

Национальный исследовательский Томский государственный университет — старейший университет на территории Сибири и Дальнего Востока, созданный по указу императора Александра II в 1878 году. ТГУ — классический университет, состоящий из 21 факультета и институтов естественно-научного, технического и гуманитарного направления. Университет входит в первую группу победителей по направлению «Исследовательское лидерство» в рамках программы повышения конкурентоспособности вузов России «Приоритет 2030». Он — единственный нестоличный классический университет в пятерке лидеров. Также ТГУ является одним из шести университетов — участников пилотного проекта Минобрнауки по трансформации системы высшего образования России. В ТГУ создана Передовая инженерная школа «Агробиотек», реализующая проекты и подготовку кадров в области агро-, био-, экотехнологий. В 2028 году ТГУ будет отмечать 150-летний юбилей со дня основания. В проекте «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» принимает участие научная группа сотрудников ТГУ: Людмила Борило, Дмитрий Галкин, Сергей Воробьёв, Ирина Волкова, Сергей Кирпотин, Александр Сорочинский, Михаил Ямбуров.

СИБУР — крупнейшая нефтегазохимическая компания России. Продукция компании используется в производстве потребительских товаров и автомобилей, строительстве, медицине, а также в химической промышленности и других отраслях. Компания ориентирована на устойчивое развитие и вносит вклад в решение климатических проблем. Перерабатывая побочные продукты добычи нефти и газа, СИБУР предотвращает выбросы CO₂ от их сжигания. Компания реализует климатические проекты на своих производствах и в природных экосистемах, в том числе прорабатывает проекты по обводнению ранее осушенных торфяных болот.

Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ * — первое высокотехнологичное выставочное арт-пространство в Нижнем Новгороде, ценности и приоритеты которого связаны с развитием культурной жизни и возможностей креативного кластера в городе. Пространство было открыто в 2020 году. Кураторство и техническое обеспечение проекта осуществляется компанией dreamlaser. ЦЕХ * — место притяжения художников, музыкантов и людей со всего мира, увлеченных технологиями и желающих получить опыт взаимодействия с мультимедийным искусством международного уровня.

Василий Кононов-Гредин (р. 1990, Киров) — художник, участник проекта «Болотоведение». Выпускник Вятского художественного училища и Института современного искусства «База». Работает с большими формами, тотальными инсталляциями, скульптурой, видео, объектами, живописью, запахами, звуком. Художник исследует границы ритуала, поднимает тему времени, изменчивости и двойственности человека, дуализма духа и тела. Своей задачей видит сопоставление связей, благодаря которым существует современное общество.