Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Томский государственный университет при поддержке компании СИБУР открыли в Томске междисциплинарный проект «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых». Автором проекта выступил художник Василий Кононов-Гредин. В центре проекта лежит исследование крупнейшей экосистемы Сибири — Васюганских болот.
На торжественном открытии в «Кабинете Пушкинского» — посольстве ГМИИ им. А.С. Пушкина в Научной библиотеке ТГУ были представлены две инсталляции, созданные Василием Кононовым-Грединым совместно с командой ученых Томского госуниверситета. Инсталляции являются одновременно и художественными, и научными объектами, которые помогают изучать процессы на Васюганских болотах и фиксировать результаты.
Световая «Инсталляция 1» на территории научно-исследовательской станции «Кайбасово» позволит ученым вести наблюдения за колебаниями солнечной энергии и тем, как болота могут аккумулировать тепло. «Инсталляция 2» в Сибирском ботаническом саду ТГУ представляет пересаженную часть Васюганского болота в непривычные условия городской среды, пусть и в пространстве сада. Эксперимент нацелен на исследование процессов по восстановлению осушенных болот.
— В Томском государственном университете всегда реализуются прорывные программы исследований, среди них — стратегический проект «Глобальное изменение Земли. Климат, экология, качество жизни», в котором учёные исследуют процессы в Сибири и Арктике. В нашем совместном с Пушкинским музеем проекте «Болотоведение» на стыке науки и искусства происходит переосмысление влияния болот на климат планеты и открытие новых способов изучения экосистемы, — подчеркнул первый проректор ТГУ Виктор Дёмин.
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева отметила, что проект «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» имеет большое значение для науки:
— Проект Василия Кононова-Гредина показывает, как искусство может быть связано с наукой и как они могут быть полезны друг другу. С одной стороны, он демонстрирует невероятную работу Томского государственного университета по изучению одной из самых загадочных экосистем на планете. С другой стороны, когда речь идет о болотах, мы, как правило, думаем о чем-то отрицательном. Напрасно, потому что болота — удивительное явление: они очень красивы. Эту особенность в том числе пытается показать художник. Тем не менее, это не просто художественный проект, а полноценное научное исследование, результаты которого, я надеюсь, окажут влияние на развитие болотоведения и биологии.
Как подчеркнул профессор ТГУ, руководитель Центра превосходства «БиоКлимЛанд» Сергей Кирпотин, магию и красоту болота действительно не так просто понять; иногда не удается сделать это с первого раза.
— Но у человека, который серьезно сталкивался с этим ландшафтом, болота навсегда остаются в сердце. Любой исследователь, несомненно, в душе является еще и художником: мы не просто изучаем — мы пытаемся понять, вникнуть в суть природных явлений, но главное — видеть. Без способности видеть, а не смотреть, настоящая наука невозможна. Когда Василий Кононов-Гредин ездил с нами в экспедиции на Васюганские болота, он тоже пытался увидеть, познать, почувствовать, вжиться в ландшафт — и у него это получилось, — сказал Сергей Кирпотин.
Художник Василий Кононов-Гредин рассказал, что для него было неожиданностью, когда Томский государственный университет и Пушкинский музей пригласили его поучаствовать в экспедиции:
— До этого я уже имел опыт наблюдения за Васюганскими болотами через спутники: мне было интересно, как устроена эта система, поэтому я согласился. На мой взгляд, искусство постоянно расширяет свои пределы, а творец должен быть всегда открыт к новому опыту. Для меня было важно бережно взаимодействовать с территорией, которую трепетно оберегают и исследуют ученые, и прислушиваться к тому, что мне говорят. Искусство — универсальный язык, позволяющий установить связи между самыми невообразимыми вещами. Проект «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» — о взаимопонимании между искусством и наукой, художником и ученым, объектом и зрителем.
— Водно-болотные угодья исчезают втрое быстрее лесов и нуждаются в защите. Сейчас мы прорабатываем возможность реализации климатических проектов по обводнению ранее осушенных болот. Эта мера помогает предотвращать лесные пожары и бороться с выбросами парниковых газов. Результаты научно-исследовательской работы, которую мы инициировали и поддержали на болотах Нижегородской и Тверской областей, подтверждают эффективность метода. Уверены, что междисциплинарный проект Пушкинского музея и Томского госуниверситета поможет привлечь внимание к важности сохранения этих ценных экосистем, — поделилась планами Татьяна Романенкова, старший менеджер функции «Климатические инициативы и углеродное регулирование» СИБУРа.
Финальным этапом проекта «Болотоведение» станет выставка в Мультимедиа арт-пространстве ЦЕХ* (Нижний Новгород), где будет представлена «Инсталляция 3», включающая фрагмент Васюганского болота. В период экспонирования часть болота, помещенная в прозрачный куб, будет изменяться за счет углекислого газа, выделяемого дыханием посетителей. Инсталляция позволит сделать видимым для зрителей то, как человек влияет на окружающую среду и как природа преобразует в материю наше присутствие в ней.
Проект «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых», соединяющий искусство, науку и природные богатства Сибири, будет сопровождаться просветительской программой в Томске, Москве и Нижнем Новгороде: лекциями, экскурсиями, творческими встречами и научными мероприятиями.
Партнёр культурно-просветительского проекта:
СПРАВКА:
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, — от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи — картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.
Сибирский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина реализовал большое количество выставочных и образовательных проектов, некоторые из них оставили яркий след в истории регионального искусства и повлияли на художественную среду Томска («Соединенные Штаты Сибири», «Родом из Сибири», «Пространство независимых»). Сибирский филиал активно сотрудничает с университетами, разрабатывает образовательные проекты, направленные на увеличение интереса к современному искусству в регионе. Обладая уникальными ресурсами и опытом, филиал способствует установлению горизонтальных связей между художниками, исследователями и зрителями.
Национальный исследовательский Томский государственный университет — старейший университет на территории Сибири и Дальнего Востока, созданный по указу императора Александра II в 1878 году. ТГУ — классический университет, состоящий из 21 факультета и институтов естественнонаучного, технического и гуманитарного направлений. Университет входит в первую группу победителей по направлению «Исследовательское лидерство» в рамках программы повышения конкурентоспособности вузов России «Приоритет 2030». Он — единственный нестоличный классический университет в пятерке лидеров. Также ТГУ является одним из шести университетов — участников пилотного проекта Минобрнауки РФ по трансформации системы высшего образования России. В проекте «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» принимает участие научная группа сотрудников ТГУ: Людмила Борило, Дмитрий Галкин, Сергей Воробьев, Ирина Волкова, Сергей Кирпотин, Александр Сорочинский, Михаил Ямбуров.
СИБУР — крупнейшая нефтегазохимическая компания России. Продукция компании используется в производстве потребительских товаров и автомобилей, строительстве, медицине, а также в химической промышленности и других отраслях. Компания ориентирована на устойчивое развитие и вносит вклад в решение климатических проблем. Перерабатывая побочные продукты добычи нефти и газа, СИБУР предотвращает выбросы СО2 от их сжигания. Компания реализует климатические проекты на своих производствах и в природных экосистемах, в том числе прорабатывает проекты по обводнению ранее осушенных торфяных болот.
Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ* — первое высокотехнологичное выставочное арт-пространство в Нижнем Новгороде, ценности и приоритеты которого связаны с развитием культурной жизни и возможностей креативного кластера в городе. Пространство было открыто в 2020 году. Кураторство и техническое обеспечение проекта осуществляется компанией dreamlaser. ЦЕХ* — место притяжения художников, музыкантов и людей со всего мира, увлеченных технологиями и желающих получить опыт взаимодействия с мультимедийным искусством международного уровня.
Болотоведение (тельматология) — наука о возникновении, развитии и классификации болот, их экосистемной организации, средообразующей и биосферной роли, свойствах образуемых ими торфяных отложений.
Василий Кононов-Гредин (р. 1990, Киров) — художник, участник проекта «Болотоведение». Выпускник Вятского художественного училища и Института современного искусства «База». Работает с большими формами, тотальными инсталляциями, скульптурой, видео, объектами, живописью, запахами, звуком. Художник исследует границы ритуала, поднимает тему времени, изменчивости и двойственности человека, дуализма духа и тела. Своей задачей видит сопоставление связей, благодаря которым существует современное общество.