Как вуз может помочь студенту быстро получить навыки, нужные на рынке

Научно-исследовательский семинар лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ был посвящен образовательным проектам с опорой на аналитику данных рынка труда, в том числе с использованием данных платформы «РосНавык». В Томском государственном университете представители более 30 образовательных организаций и объединений вместе со спикерами обсудили, как развивается рынок дополнительного профобразования и как университетам быстрее давать нужный набор навыков, обеспечивая студентам возможную занятость во время обучения.

В первой части семинара сотрудники Института дистанционного образования ТГУ Артем Фещенко и Екатерина Дийская представили результаты масштабного исследования по изучению сути микроквалификаций.

– Микроквалификацию можно рассматривать как автономную часть профессиональной квалификации, подтвержденную в результате аттестации. Мы видим, что рынку труда недостаточно тех программ или форматов дополнительного профессионального образования, которые предлагают университеты, – рассказала специалист Центра корпоративного обучения и развития программ ДПО ИДО ТГУ Екатерина Дийская. – Микроквалификационные программы дадут возможность закрывать потребности рынка в специалистах, от которых не требуется опыта работы. Такие сотрудники смогут выполнять конкретные трудовые действия или применять конкретные инструменты, связанные со спецификой отрасли.

photo_2024-02-16_4.jpg
Из презентации Е.Дийской

Спикеры также рассказали о наиболее популярных трудовых функциях у работодателей в разных отраслях и результатах фокус-групп с работодателями. Так, компании заинтересованы в специалистах, способных выполнять определенные виды деятельности, даже не имея опыта работы или законченного высшего образования. От таких сотрудников требуются «мягкие» навыки и те, что связаны с цифровой трансформацией бизнес-процессов.

– Мы попробовали через опыт осмысления микроквалификаций понять, можем ли мы поддержать самые незащищенные с точки зрения выхода на рынок труда специальности и профессии. В качестве пилотного кейса попробовали разобраться, есть ли, например, у философов сильные компетенции, которые можно применить в разных профессиональных сферах. Проявилось три версии, в итоге решили, что больше всего подходит управление продуктами в компании. Основной вопрос: можем ли мы, не сильно перестраивая образовательную программу, вырастить в ней микроквалификацию к концу обучения? Сейчас наш ответ – «да», – комментирует начальник отдела информационных ресурсов и технологий ИДО ТГУ Артем Фещенко.

Так, для поставленной цели, уточняет Артем Фещенко, можно использовать элективы или организовать стажировку в рамках университета. В ИДО ТГУ предлагают подтверждать такую микроквалификацию с помощью цифрового приложения к диплому.

Во второй части семинара выступил эксперт в области консалтинга и образования Антон Тимкин. Он представил кейс проектирования программы повышения квалификации федерального проекта «Содействие занятости» – «Бизнес-ассистент руководителя», где была использована аналитика данных рынка труда.

– Мы можем ориентироваться на данные профстандартов и других документов при проектировании образовательных программ, но необходимо обращаться и к реальности, к реальным данным рынка труда, так как выпускники зачастую выходят не с теми навыками, которые требуются. Что мы и сделали с помощью сервиса «РосНавык», – пояснил эксперт.

В ходе проектирования программы акцент был сделан на образовательные результаты и навыки, которые должны получить выпускники.

– К примеру, «Бизнес-ассистент» – это деятельность с размытыми границами по функционалу, поэтому важна работа в режиме неопределенности. Мы посмотрели, какие «мягкие» навыки требуют от таких специалистов работодатели, и убедились, что набор гибких компетенций сформировали правильно, – добавил Антон Тимкин.

Онлайн-семинар собрал участников из Томской, Новосибирской, Тюменской, Мурманской, Пензенской, Архангельской, Ярославской, Ростовской, Белгородской, Псковской, Новгородской областей, Забайкальского, Красноярского, Алтайского, Ставропольского, Приморского, Хабаровского краев, Республики Башкортостан, Москвы и Санкт-Петербурга. Помимо представителей вузов, онлайн-школ и центров занятости, тематика семинара заинтересовала также отдельных представителей работодателей, например, из Минцифры, Банка России, Торгово-промышленной палаты, компании «РосКапСтрой».

По итогам обсуждений спикеры и участники семинара акцентировали важность и необходимость аналитики данных рынка труда для реализации образовательных инициатив или проектирования образовательных программ, а также наметили возможные варианты сотрудничества и развития проектов.

Для справки: «РосНавык» – веб-сервис, разработанный командой «Академии Дата-Дайвинг» совместно с Томским государственным университетом, для мониторинга и анализа рынка труда на основе открытых данных с сайтов – агрегаторов вакансий. Университет – один из федеральных операторов проекта «Содействие занятости» с 2021 года и обучает наибольшее количество граждан. В том числе и на этом опыте основана идея ТГУ о введении микроквалификаций, предложенная в рамках пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования РФ. В 2023 году это предложение обсуждалась на образовательных форумах, конференциях и совещаниях разного уровня, вплоть до Минобрнауки и Правительства РФ.