На федеральной территории «Сириус» прошел крупный семинар-совещание Минобрнауки РФ и руководителей российских вузов. Семинар посвящен обобщению всех наработок по обновлению системы высшего образования, в том числе сформированных в Томске. Так, на секции «Микростепени и дополнительные квалификации», модератором который выступил ректор Томского государственного универститета Эдуард Галажинский, обсуждались детали внедрения инструментов, способных снизить дефицит кадров в условиях быстро меняющихся рынков.
В обсуждении нового образовательного формата приняли участие ректоры ТГУ, СВФУ, ТГАСУ, ДВФУ, ОмГТУ и других вузов, руководители АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, сотрудники правления РСПП и АНО «НАРК».
Ключевой темой секции стало решение одной из главных задач российского высшего образования, обозначенных ранее главой Минобрнауки РФ Валерием Фальковым – это подготовка высококвалифицированных кадров под текущие и перспективные потребности рынка труда. Как отметил министр, хороший университет должен работать в двух регистрах одновременно: готовить кадры под существующую индустрию и ставить перед собой задачу подготовки специалистов под перспективный рынок труда, который сформируется через пять-семь лет.
Одним из эффективных инструментов решения этой задачи может стать присуждение микростепени и микроквалификации (МК). Введение таких форматов позволит российским университетам быстрее поставлять кадры на рынок труда и обеспечить работой студентов до получения диплома о высшем образовании.
Идея, предложенная ТГУ в рамках пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования РФ, основана, в том числе, и на трехлетнем опыте ТГУ в реализации федерального проекта «Содействие занятости». В 2023 году это предложение обсуждалась на образовательных форумах, конференциях и совещаниях разного уровня. На семинаре-совещании, организованном Минобрнауки в «Сириусе», участники затронули ряд моментов, необходимых для внедрения микроквалификации и микростепени в России.
В частности, один из обсуждаемых вопросов заключался в том, каким образом студентам давать дополнительные знания и компетенции. Должно это обучение идти параллельно основному образовательному процессу или же программа дополнительного профессионального образования должна быть включена в качестве обязательного элемента, но профессиональный модуль предоставляется на выбор студента?
Среди других вопросов, вызвавших активный обмен мнениями, – как и кем должны быть организованы описание и систематизация микроквалификаций? является их формулирование задачей системы высшего образования или же рынка труда?
Вместе с тем, как отметил модератор секции ректор ТГУ Эдуард Галажинский, основополагающими факторами, от которых зависит внедрение микростепени и микроквалификации, являются нормативная база и утверждение нового профессионального формата подготовки на уровне российского законодательства.
О необходимости внесения изменений в Закон об образовании ранее говорилось на совместном заседании Комитета Государственной Думы России по науке и высшему образованию и Совета законодателей СФО, проходившем на базе ТГУ.
По итогам обсуждения участники секции приняли решение о необходимости разработки нормативно-правовой базы введения института микроквалификаций как элемента подготовки специалистов.
Добавим, что масштабный семинар-совещание Минобрнауки РФ проходил в формате 12 секций, в нем приняли участие 180 ректоров, представителей органов власти и реального сектора экономики из всех федеральных округов страны. Мероприятие состоялось в преддверии Конгресса молодых ученых. ТГУ на конгрессе представляет делегация молодых исследователей. Планируется, что в мероприятиях примут участие свыше пяти тысяч человек из более чем 25 стран мира.