Эксперты ТГУ обсудили роль больших данных в науке на форуме «Каспий 2023»

На III международном научном форуме «Каспий 2023: пути устойчивого развития» в Астрахани состоялась экспертная сессия Университетского консорциума исследователей больших данных на тему «Большие данные и устойчивое развитие геостратегических территорий». На ней выступили председатель правления Университетского Консорциума исследователей больших данных Михаил Мягков, генеральный директор Ассоциации университетского консорциума исследователей больших данных Вячеслав Гойко и аналитик научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных Томского госуниверситета Дарья Дунаева.

На мероприятии эксперты обсудили роль больших данных в науке и поговорили об актуальных направлениях исследований в этой области.

Михаил Мягков рассказал об Университетском консорциуме исследователей больших данных и представил несколько основных проектов.

– У нас сейчас больше 70 участников в консорциуме. Это уникальное сотрудничество, я не знаю другого примера в российской среде, когда по инициативе снизу была бы собрана коалиция университетов и индустриальных партнеров, которые вместе бы решали актуальные проблемы, – подчеркнул он. – . Из недров консорциума вышло несколько проектов, которые важны в нынешней среде высшего образования. Очень хороший пример – внедрение гибридного обучения в вузах консорциума. Многие слышали про систему «Актру», она внедрена в 21 вузе России. Это действительно инновационная история, с помощью этой системы можно проводить лекции в смешанном, гибридном режиме.

Михаил Мягков также отметил Национальную ассоциацию университетского киберспорта (Н.А.У.К.А). В данный момент к этой проектной группе присоединились 103 университета.

– Это новая интересная плеяда молодых ребят, которая в том числе помогает университетам привлекать абитуриентов. Киберспорт – это наука, развитие. Нам приятно, что наша инициатива получила поддержку, – сказал Михаил Мягков.

DSC02419_1200 Гойко.jpg
Выступление Вячеслава Гойко, ТГУ

Вячеслав Гойко представил результаты исследования, посвященного анализу мнений студентов о качестве образования в постпандемию в социальных сетях. Идея была в том, чтобы узнать, о чем говорят в социальных сетях с точки зрения пандемии.

– Мы начали изучать эту тему сразу с 2020 года. И например, стипендии и материальную помощь в 2020–2021 году студенты часто обсуждали в негативной коннотации, причем, в период пандемии этого негатива было больше, чем в постпандемийные 2021–2022. Это связано с тем, что студенты в пандемию оказались без возможности подработки. Еще один любопытный вывод: в пандемию количество сообщений по теме отношений между людьми было всего около 1%, а когда пандемия стала заканчиваться, актуальность этой темы выросла до 20%.

Вячеслав добавил, что коллеги провели опрос студентов в классическом формате, сравнили данные – и они получились практически одинаковыми:

– Различие в том, что в анкете вы пишете какие-то вопросы, но в жизни, возможно, люди эти вопросы не обсуждают. А в социальных сетях мы наблюдаем естественную среду обсуждения.

Дарья Дунаева презентовала на форуме новый сервис мониторинга рынка труда «РосНавык», также разработанный в ТГУ.

– Мы сделали сервис, который позволяет в реальном режиме времени мониторить все вакансии по всем регионам. Идея зародилась в прошлом году, когда наш центр делал программу по data-аналитике, – пояснила Дарья. – При проектировании образовательных программ возникает два вопроса: чему учить и кого учить. Более того, у руководителей образовательных продуктов появился запрос на анализ востребованных компетенций на рынке труда: «мы не понимаем чему учить людей». Решение этих вопросов нам виделось в изучении агрегаторов вакансий как отражении рынка труда. Но в агрегированном виде данные по рынку труда и всем агрегаторам вакансий нельзя нигде посмотреть, поэтому мы решили создать платформу, куда мог зайти бы кто угодно – работодатель, руководитель образовательного продукта, соискатель, и найти в одном месте все эти данные.

Так, если вы руководите образовательной программой и хотите сделать качественный образовательный продукт, или вы студент и хотите построить свою карьерную траекторию и понять, чему вам учиться, или вы исследователь рынка труда – в «РосНавыке» вы всегда сможете найти для себя полезные функции. Система дает пользователям максимально простую и понятную картинку.

DSC02438_1200 в астрахани.jpg
Сотрудники ТГУ Дарья Дунаева и Вячеслав Гойко на форуме «Каспий-2023»

На примере кейса по аналитике рынка труда в Прикаспийском регионе Дарья показала, каким образом можно использовать «РосНавык» для определения наиболее востребованных профессий.

– В Прикаспийском регионе мы наблюдаем тесную связь кадрового вопроса и образовательных стратегий с геополитическими процессами. Видим значительный недостаток специалистов. Еще момент – цифровизация рынка труда. Например, по данным «РосНавыка», самыми популярными профессиями в регионе являются менеджер по продажам, продавец-консультант, водитель, оператор call-центра, врач. С помощью сервиса можно подробно узнать, какие профессиональные и надпрофессиональные навыки требуются для этих профессий, на какую заработную плату можно рассчитывать, в каких компаниях работать.

Заместитель директора Института образования ВШЭ Илья Коршунов на примере федерального проекта «Содействие занятости» отметил влияние образовательных мероприятий на занятость населения и показал роль больших данных в такого рода аналитике. Полученные данные были визуализированы совместно с коллегами из Томского государственного университета и представлены в разделе «Аналитика» на сервисе «РосНавык».

– Исходя из статистических данных, мы видим повышение интереса к непрерывному образованию взрослых в университетах с 2015 по 2021 год. Университеты захватывают рынок дополнительного профессионального образования. Более того, данные Росстата говорят, что интерес к профессиональному образованию упал в два раза за последние 10 лет, а рынок дополнительного профессионального образования растет. Лидируют на нем независимые организации ДПО, а на втором месте идут университеты. Это говорит о том, что повышение квалификации в университете – это новая тенденция. Федеральный проект «Содействие занятости» дал нам интересные объемы данных: мы видим трансформацию отклика университетов на меняющиеся системы стимулирования образования и обучения, – рассказал Илья Коршунов.

Отметим, что cоздание единой исследовательской инфраструктуры по сбору, обработке и накоплению данных цифрового следа человека входит в задачи стратегического проекта ТГУ «Социо-гуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества», поддержанного федеральной программой «Приоритет 2030».

Для справки: Форум «Каспий 2023: пути устойчивого развития» состоялся 29-31 мая 2023 года на площадке Астраханского государственного университета. Цель форума – создание условий для социально-устойчивого развития региона и масштабирования передовых практик в научно-технологической, образовательной и гражданско-патриотической сферах в России и странах Прикаспия.

Фото предоставили сотрудники ТГУ