ТГУ и ГМИИ выберут локации для инсталляций проекта «Болотоведение»

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Национальный исследовательский Томский государственный университет продолжают работу над проектом «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых», который соединяет современное искусство и науку. Цель междисциплинарного проекта — исследование Васюганских болот, крупнейшей экосистемы Сибири. Результатом станет комплексное художественное высказывание Василия Кононова-Гредина. Этой весной ученые и художники выберут локации для проекта.

Группа, включающая ведущих специалистов Томского государственного университета и продюсерскую команду ГМИИ им. А.С. Пушкина, объединенная творческой инициативой художника Василия Кононова-Гредина, в 2024 году планирует реализовать проект, который был начат год назад в рамках зимней экспедиции на Васюганские болота. В основе художественного исследования лежит стремление осмыслить потенциал уникальной экосистемы Западной Сибири.

Проект «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» состоит из трех масштабных этапов: 1) перемещение извлеченной на Васюганских болотах биомассы в Ботанический сад ТГУ; 2) создание ленд-арт-инсталляции на Васюганских болотах; 3) выставка в Москве. Проект, соединяющий искусство, науку и природные богатства Сибири, будет сопровождаться просветительской программой: лекциями, экскурсиями, творческими встречами и кинопоказами.

Весной текущего года будет проведена важная предварительная научно-исследовательская работа, включающая подбор локации для проекта, проектирование необходимого оборудования и детализацию концепции проекта совместно с болотоведческой школой Биологического института ТГУ, экспертами Сибирского института будущего (TSSW) ТГУ и специалистами Института искусств и культуры ТГУ.

DSC_9040_1200 Болотоведение.jpg
Встреча в ТГУ и обсуждение концепции проекта

— С одной стороны, этот уникальный проект важен как новое слово в развитии науки и искусства. Ученые в нашем проекте уже сейчас с большим интересом относятся к научному потенциалу художественных идей. Художник Василий Кононов-Гредин превращает научную мысль в оригинальные художественные формы. Вместе они развивают новое художественное, научное, экологическое понимание Сибири, — подчеркнул Дмитрий Галкин, доктор философских наук, профессор ТГУ и директор Института искусств и культуры. — С другой стороны, мы складываем в Томске уникальную для страны модель взаимодействия университета как центра науки и образования и Пушкинского музея, создавая в регионе современную культурную среду.

Василий Кононов-Гредин о «Болотоведении»: «Проект сделает видимым для каждого зрителя то, как мы влияем на окружающую среду, как природа преобразует в материю наше присутствие в ней, а также то, как дыхание становится почвой, способной подарить новую жизнь».

Также в марте Василий Кононов-Гредин примет участие во II Форуме искусства и науки «Универсум», посвященном теме «Экспедиция» — неотъемлемой части его творческого метода. 22 марта в «Кабинете Пушкинского», пространстве-посольстве ГМИИ им. А.С. Пушкина в Научной библиотеке ТГУ, художник проведет встречу читательского клуба, а 23 марта состоится его артист-ток, на котором Кононов-Гредин познакомит слушателей с близкими ему подходами к созданию художественного произведения. Отдельное внимание художник уделит тому, как вдохновлять других на созидание, опираясь на собственную преподавательскую деятельность.

DSC_9068_1200 Гредин слева.jpg
Василий Кононов-Гредин (слева) на встрече в ТГУ

Следить за проектом и записываться на мероприятия можно в социальных сетях Сибирского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина: https://vk.com/ncca_tomsk, а также в социальных сетях и на сайте НИ ТГУ.

СПРАВКА:

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, — от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи — картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.

Сибирский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина реализовал большое количество выставочных и образовательных проектов, некоторые из них оставили яркий след в истории регионального искусства и повлияли на художественную среду Томска («Соединенные Штаты Сибири», «Родом из Сибири», «Пространство независимых»). Сибирский филиал активно сотрудничает с университетами, разрабатывает образовательные проекты, направленные на увеличение интереса к современному искусству в регионе. Обладая уникальными ресурсами и опытом, филиал способствует установлению горизонтальных связей между художниками, исследователями и зрителями.

Национальный исследовательский Томский государственный университет — старейший университет на территории Сибири и Дальнего Востока, созданный по указу императора Александра II в 1878 году. ТГУ — классический университет, состоящий из 21 факультетов и институтов естественно-научного, технического и гуманитарного направления. Университет входит в первую группу победителей по направлению «Исследовательское лидерство» в рамках программы повышения конкурентоспособности вузов России «Приоритет 2030». Он — единственный нестоличный классический университет в пятерке лидеров. Также ТГУ является одним из шести университетов — участников пилотного проекта Минобрнауки по трансформации системы высшего образования России. 

Болотоведение (тельматология) — наука о возникновении, развитии и классификации болот, их экосистемной организации, средообразующей и биосферной роли, свойствах образуемых ими торфяных отложений.

Василий Кононов-Гредин (р. 1990, Киров) — художник — участник проекта «Болотоведение». Выпускник Вятского художественного училища и Института современного искусства «База». Работает с большими формами, тотальными инсталляциями, скульптурой, видео, объектами, живописью, запахами, звуком. Художник исследует границы ритуала, поднимает тему времени, изменчивости и двойственности человека, дуализма духа и тела. Своей задачей видит сопоставление связей, благодаря которым существует современное общество.