Top.Mail.Ru
Университет и работодатель: от формального сотрудничества к осознанному партнёрству

Университет и работодатель: от формального сотрудничества к осознанному партнёрству

Взаимозависимые люди объединяют свои собственные усилия
с усилиями других людей для достижения наибольшего успеха
Стивен Кови

 

В этом выпуске блога ректора ТГУ Эдуарда Галажинского продолжает развиваться тема важности взаимодействия российских вузов с работодателями, даётся анализ современной ситуации с выявлением первоочередных проблем, касающихся такого взаимодействия.

 

— Эдуард Владимирович, примерно полгода назад тема взаимодействия вузов и работодателей уже присутствовала в вашем блоге. Почему вы посчитали нужным снова к ней вернуться?

— Потому что такое взаимодействие стало не просто важным, а стратегически необходимым в силу того, что мы живём в эпоху, когда скорость изменений опережает привычные механизмы подготовки кадров. Сегодняшний рынок труда предъявляет к выпускникам такие требования, которые ещё вчера не существовали. Добавьте сюда курс страны на технологический суверенитет, и становится очевидно: без тесного взаимодействия университетов с реальным сектором экономики разрыв между тем, чему учат, и тем, что нужно на практике, будет только увеличиваться.

Мы видим, как остро стоит вопрос дефицита специалистов — будь то инженеры, айтишники, химики или специалисты по новым материалам. Но дефицит — это не только про количество. Это ещё и про качество подготовки. Работодатели хотят видеть не просто дипломированных выпускников, а людей, которые с первого дня готовы включиться в рабочие процессы, понимают специфику отрасли, владеют актуальными инструментами. А значит, университеты должны не только давать фундаментальные знания, но и быть максимально встроенными в контекст той экономики, для которой они готовят кадры. 

Я довольно часто использую эту метафору, но всё же: классический университет давно перестал быть башней из слоновой кости. Сегодня это центр генерации смыслов, технологий и кадровых решений, востребованных «здесь и сейчас», но с пониманием, что завтра потребуются уже другие компетенции. Университет должен опережать время, быть не только образовательной, но и индустриальной площадкой, где встречаются наука, бизнес и студенты. Но для этого одного лишь желания сотрудничать недостаточно. Взаимодействие вузов и работодателей должно выходить за рамки формальных договоров о практике или разовых стажировок. Нужно переходить к форматам, при которых бизнес становится полноценным участником образовательного процесса: от соразработки программ до совместных проектов и инвестиций в инфраструктуру.

— Это уже про партнёрство нового типа?

— Да, про партнёрство, основанное не на формальных обязательствах, а на общем понимании целей. Университет и работодатель должны говорить на одном языке, видеть друг в друге не просто «поставщика кадров» и «потребителя», а равноправных участников процесса формирования будущего отрасли и региона. Далее я готов подробнее рассказать, какие проблемы сегодня сдерживают это взаимодействие, какие решения предлагают исследователи и что уже делают ведущие университеты и компании, в том числе ТГУ.

– Тогда начнем реализовывать ваш план беседы. Какие ключевые проблемы, на ваш взгляд, мешают выстроить эффективное взаимодействие вузов с работодателями?

– Таких проблем немало, и большинство из них носит уже системный характер. Это не разовые сбои, а устойчивые разрывы, которые фиксируются как в научной среде, так и в реальных кейсах взаимодействия вузов с индустрией. Одна из самых острых тем — это несоответствие компетенций выпускников ожиданиям рынка труда. Работодатели постоянно говорят о том, что молодые специалисты выходят с хорошей теоретической базой, но без прикладных навыков. Особенно это заметно в технических направлениях, IT и инженерии. Исследования показывают, что более 70% компаний недовольны тем, насколько выпускники готовы к реальной работе. Причём, речь не только о профессиональных умениях, но и о так называемых soft skills — умении работать в команде, принимать решения, адаптироваться к изменениям. При этом нельзя сказать, что университеты не выполняют свою задачу. Вопрос в другом — насколько учебные программы, методики и практики вовремя адаптируются к запросам отрасли. Без активного участия работодателей в этом процессе вуз просто не может оперативно реагировать на изменения.

Не менее серьёзная проблема — это формальный характер сотрудничества. До сих пор во многих случаях взаимодействие ограничивается договорами ради отчётности. Студенты отправляются на практику, которая превращается в формальность: знакомство с документацией, экскурсия по предприятию и ожидание подписи в дневнике практики. Работодатели воспринимают это как обременение, университеты закрывают обязательства перед аккредитацией. В итоге ни одна сторона не получает реальной ценности от такого взаимодействия.

Сюда же можно отнести и слабую интеграцию бизнеса в образовательный процесс. Да, сейчас всё чаще звучат предложения о том, чтобы индустриальные партнёры участвовали в разработке программ, читали лекции, становились наставниками. Но пока это, скорее, исключение, чем правило. Дефицит преподавателей-практиков, нехватка совместных лабораторий и площадок для проектной деятельности — это реальность большинства российских вузов.

Отдельного внимания требует и разрыв между наукой и бизнесом. Университетские исследования часто остаются в пределах академической среды, не доходя до стадии внедрения. Бизнес ждёт готовых решений, но редко становится инициатором совместных R&D. В итоге потенциал вузов как источника инноваций используется далеко не в полной мере. Технопарки и инжиниринговые центры при университетах пока не стали массовым явлением.

И, конечно, нельзя не упомянуть о бюрократических барьерах. Университет живёт по одним правилам, бизнес — по другим. Где-то мешает излишняя регламентированность образовательной системы, где-то — отсутствие у компаний понимания специфики работы вуза. Добавьте к этому отсутствие единых критериев эффективности взаимодействия — и получите ситуацию, когда обе стороны вроде бы сотрудничают, но оценивают результаты по-разному. Университет считает достижением количество соглашений с компаниями, а бизнес — количество реально подготовленных специалистов или внедрённых решений.

— То есть речь идёт не только о механизмах, но и о разном видении целей?

— Именно так. Пока университет и работодатель не начнут говорить на одном языке и выстраивать партнёрство, основанное на долгосрочных интересах, ситуация будет оставаться прежней. Формальные договоры не приведут к прорыву. Нужна совместная работа над созданием среды, где подготовка специалистов, научные разработки и бизнес-задачи будут частью единой системы.

3_1600 слово 20 мая.jpg– Эдуард Владимирович, вы уже обозначили основные проблемы взаимодействия вузов и работодателей. Но, как показывает практика, поиск решений идёт, и не только в теории. Какие тенденции вы считаете наиболее перспективными?

– Главное, что сегодня становится очевидным для всех участников этого процесса — старые модели больше не работают. Мир изменился, экономика требует гибкости, скорости и готовых к вызовам специалистов. Поэтому сотрудничество университетов и бизнеса тоже должно перейти на новый уровень. Причём, речь идёт не о разовых инициативах, а о системных подходах, которые уже зарекомендовали себя как эффективные. И это уже не только вопрос управления и хозяйственных связей, но и предмет серьёзного научного анализа. В последние годы эта тема стала одной из ключевых в исследованиях, связанных с развитием системы высшего образования и рынка труда. Российские учёные фиксируют одни и те же болевые точки: это и несоответствие подготовки выпускников запросам индустрии, и формальность в отношениях между вузами и компаниями, и слабое участие бизнеса в образовательном процессе.

Кроме того, поднимается вопрос отсутствия единой стратегии и прозрачных критериев оценки эффективности такого взаимодействия. По сути, большинство вузов до сих пор действуют в логике разрозненных инициатив, а не системного партнёрства. В то же время, что радует, исследователи предлагают конкретные решения. В центре внимания — дуальное образование, проектные форматы, создание современных центров карьеры с участием индустриальных партнёров, развитие технопарков и академических стартапов. Всё чаще звучат идеи о необходимости интеграции работодателей в образовательный процесс — от преподавания до совместной научной работы.

 

Научные публикации 2024–2025 гг., в которых развивается обсуждаемая проблематика:

 

Общий вывод научного сообщества однозначен: взаимодействие должно выйти из стадии формальных соглашений и перейти к стратегическим альянсам, где вуз и бизнес работают как единая экосистема, используя для этого самые разные методики и технологии.

– Какие практические шаги уже делаются в этом направлении? И какие решения вы считаете наиболее перспективными?

4_1600 слово 20 мая.jpgОдин из ключевых трендов — это переход к дуальному и проектному обучению. Здесь важно понимать: это не модный термин и не красивая формулировка для отчётов. Это реальный ответ на запрос времени. Дуальная модель предполагает, что студенты учатся не только в аудиториях, но и на предприятиях, где осваивают профессию в живой среде. Теория и практика идут параллельно, а не последовательно, как это было раньше: сначала диплом, потом — первый рабочий день.

Для справки:

Дуальное образование — это модель подготовки специалистов, при которой образовательный процесс строится на интеграции академического и практического обучения, обеспечивая постоянное участие работодателей в формировании содержания учебных программ; организации практик, стажировок, проектной деятельности; оценке и аттестации студентов; кадровом сопровождении выпускников. Данная модель позволяет сократить разрыв между системой образования и рынком труда, формируя у студентов не только профессиональные навыки, но и осознание своей роли в отрасли с первых курсов.​

Источник: Гельманова З.С., Петровская А.С. и др. «Подготовка кадров с учетом потребностей рынка труда. Опыт европейских стран» (2025)

 

Проектное обучение усиливает этот эффект за счёт включённости студентов в реальные задачи бизнеса уже в процессе учёбы. Это не учебные кейсы, придуманные для зачёта, а работа над тем, что действительно важно для компании. Такая модель формирует не только профессиональные навыки, но и ответственное отношение к результату.

5_1600 слово 20 мая.jpgВторое направление — это центры карьеры нового типа. Сегодня это уже не просто структурное подразделение, которое размещает вакансии на стенде и организует ярмарку вакансий раз в год. Современный центр карьеры становится навигатором между студентом и работодателем, помогает выстраивать индивидуальную карьерную траекторию, сопровождает студента с первых курсов до выхода на рынок труда. Важная роль таких центров — не только помогать найти работу, но и формировать у студентов понимание, какие компетенции востребованы в их отрасли, какие навыки нужно развивать. Причём эта работа ведётся в тесном контакте с компаниями, которые готовы делиться своими ожиданиями и участвовать в подготовке молодых специалистов.

Следующий тренд — развитие индустриальных кафедр и активное участие экспертов компаний в образовательном процессе. Когда бизнес становится не просто внешним партнёром, а частью университетской среды, выигрывают все. Студенты получают доступ к актуальной практике, преподаватели — к реальным кейсам и технологиям, компании — к будущим сотрудникам, которых они сами помогли подготовить. Но для этого нужно менять подходы — и со стороны вузов, и со стороны бизнеса. Университетам важно быть открытыми к включению практиков в образовательный процесс, а работодателям — понимать, что участие в подготовке кадров — это инвестиция, которая возвращается качественными специалистами.

Отдельного внимания заслуживает развитие совместных R&D-проектов, технопарков и стартапов при университетах. Это направление пока больше представлено в зарубежной практике, но и в России появляются успешные примеры. Университет перестаёт быть только местом получения знаний — он становится площадкой для инноваций, где компании могут развивать свои проекты, используя научный потенциал вуза и вовлекая студентов в реальные разработки. И в России уже есть примеры такой модели взаимодействия вузов и лидеров отраслей.

Реальные кейсы:

  • Сотрудничество университета ИТМО и «Газпром нефти» в рамках Инновационного индустриального центра ПАО «Газпром нефть», где студенты решают задачи компании, работают с наставниками из индустрии, проходят проектную подготовку. В результате выпускник выходит не только с дипломом, но и с опытом, который сразу востребован на рынке.

  • Взаимодействие ВШЭ и Сбера. Здесь речь идёт о совместной разработке образовательных программ, создании лаборатории финансовых технологий, проведении исследований. Сбер не просто приглашает студентов на практику, он участвует в формировании содержания обучения, что позволяет готовить специалистов под реальные запросы отрасли.

  • Коллаборация Томского политехнического университета и «Росатома». Это классический пример дуального образования, когда студенты инженерных направлений проходят проектные сессии с участием компании и сразу попадают в кадровый резерв «Росатома». Такой формат позволяет выстроить долгосрочную стратегию подготовки кадров для такой высокотехнологичной отрасли, как атомная энергетика IV поколения.


— Получается, что эффективные модели уже есть, вопрос только в их масштабировании?

— Именно так. Сама практика показывает, что при правильной настройке процессов и взаимной заинтересованности можно выстроить сотрудничество, которое будет выгодно и университету, и бизнесу, и студентам. Но для этого нужно отказаться от формального подхода и перейти к настоящему партнёрству, где каждая сторона понимает свою ответственность и видит в этом стратегическую задачу. Вопрос в том, чтобы такие модели стали нормой, а не исключением. И здесь многое зависит от позиции самих университетов и готовности работодателей включаться в образовательный процесс не по остаточному принципу, а как в часть своей кадровой политики и стратегии развития.

— Часто звучит мнение, что зарубежные университеты в этом плане ушли далеко вперёд. Действительно ли разрыв между ними и российскими вузами столь велик?

— Это сильно устаревшее мнение. Лучшие практики есть и у «них», и у нас. И, наверное, сегодня уже нужно говорить не о разрыве, а о некоторых различиях в масштабировании таких практик, что обусловлено уровнем финансирования, продолжительностью партнёрств с работодателями и институциональными традициями. Если попробовать обобщить черты лучших практик взаимодействия с производственными компаниями зарубежных и российских вузов, то получится следующее.

Стратегия и институционализация сотрудничества

Производственные компании входят в советы попечителей ведущих университетов, участвуют в стратегическом управлении и развитии образовательных программ. Наиболее крупные университетские кампусы интегрируются с бизнес-хабами, инкубаторами и R&D-центрами.

Форматы взаимодействия

Дуальное обучение, профориентация, ярмарки вакансий, co-op программы (когда студент поочередно учится и работает в компании), долгосрочные исследовательские партнёрства, акселераторы стартапов. Вовлечение в реальные индустриальные проекты студентов, начиная с первых курсов.

Участие работодателей в учебном процессе

Представители компаний полноценно преподают в вузах, разрабатывают курсы, руководят проектами студентов и выступают наставниками в рамках обязательных программ, а не только проводят экспертные лекции, ограничиваясь разовыми кейсами.

Финансирование и инвестиции

Крупные компании активно вкладываются в университетскую инфраструктуру, создают совместные кафедры и лаборатории, финансируют докторантуры. Это часть их долгосрочной стратегии развития через инновации.

Глубина интеграции и инновационная экосистема

Строительство в кампусах технопарков и инжиниринговых центров при поддержке бизнеса. являющихся точками роста для технологических стартапов, в том числе с участием студентов и молодых учёных.


7_1600 слово 20 мая.jpg— Но разве за рубежом это не более системная история?

— Да. Однако, я бы не стал драматизировать ситуацию. Россия действительно находится в поиске своей модели — той, что будет учитывать наши экономические реалии, государственные приоритеты и особенности взаимодействия науки и бизнеса. Важно понимать, что простое копирование западных практик не сработает. Наша задача — опереться на успешные примеры, но адаптировать их под российскую специфику. Уже сейчас видно, что такие элементы, как дуальное образование, индустриальные кафедры или проектные школы, приживаются и показывают результаты. Вопрос времени — выстроить из этих элементов целостную систему, где университеты станут полноценными центрами притяжения для бизнеса, а работодатели — активными участниками образовательного и научного процессов. И здесь многое зависит от позиции самих университетов: готовы ли мы быть проактивными, инициировать партнёрства, выходить за рамки привычной академической логики. Думаю, что ТГУ и другие ведущие вузы уже показывают, что такая готовность есть.

— Эдуард Владимирович, если говорить непосредственно о ТГУ, то как вы оцениваете сегодняшние позиции университета в части взаимодействия с индустриальными партнёрами? Какие форматы уже работают, и в чём, на ваш взгляд, потенциал ТГУ?

— Томский государственный университет всегда стремился быть не просто академической площадкой, но и активным участником экономического и технологического развития региона и страны. Поэтому вопрос сотрудничества с работодателями для нас давно вышел за рамки формальных соглашений. Мы понимаем, что без реального партнёрства с бизнесом невозможно реализовать ни стратегию подготовки современных кадров, ни амбиции в научно-технологическом развитии. Если говорить о конкретных кейсах, то у ТГУ уже есть устойчивые и продуктивные модели взаимодействия с ключевыми игроками различных отраслей.

Например, сотрудничество с СИБУРом — это не просто практика для студентов. Это совместная разработка образовательных программ, дуальное обучение, участие компании в формировании выпускных квалификационных работ. Студенты не только проходят стажировки на предприятиях, но и решают реальные производственные задачи в рамках учебного процесса.

С «Газпром нефтью» мы выстраиваем взаимодействие по инженерным направлениям и развитию проектного обучения. Это инвестиции в лаборатории, наставничество, участие представителей компании в защите студенческих проектов и магистерских программ. Такой формат позволяет не просто готовить специалистов, а формировать кадровый резерв под конкретные задачи отрасли.

Сотрудничество с «Ростелекомом» — это пример того, как ИТ-компании входят в образовательный процесс. Академия цифровых технологий ТГУ функционирует с участием индустриальных партнёров, которые проводят кейс-чемпионаты, вебинары, стажировки, а также участвуют в разработке модулей по кибербезопасности и аналитике данных.

Отдельно стоит отметить взаимодействие с НПО «МИКРАН», где студенты ТГУ включаются в реальные R&D-проекты в сфере телекоммуникаций и радиотехники. Такое включение не ограничивается только практикой — это полноценное участие студентов в научных разработках, направленных на коммерциализацию.

Значимым событием стал запуск Центра опережающей подготовки (ЦОПП) по направлению новых материалов и химии, оператором которого выступает ТГУ. Это ключевой шаг к системному взаимодействию с индустрией. Центр объединяет усилия университетов, колледжей и предприятий для подготовки специалистов, востребованных в химической отрасли.

Задачи ЦОПП — актуализация образовательных программ, развитие сетевых форматов, повышение квалификации преподавателей и оперативное закрытие кадровых потребностей бизнеса. По сути, это новый уровень партнёрства, где университет становится не только площадкой для обучения, но и центром координации отраслевых запросов в логике национальных проектов и технологического лидерства.

Конечно, это лишь часть примеров. Наш Центр карьеры координирует взаимодействие с большим количеством различных по направлениям деятельности и масштабам компаний, включая такие крупнейшие структуры, как Росатом, МТС. Работает целевая подготовка кадров, развиваются совместные проекты в рамках нацпроектов и федеральных программ.

8_1600 слово 20 мая соглашение.jpg

Если использовать классический метод SWOT-анализа, то взаимодействие ТГУ с работодателями можно, в целом, охарактеризовать следующим образом.

Среди сильных сторон я бы отметил, прежде всего, уже налаженные связи с ключевыми индустриальными партнёрами региона, которые я уже упомянул. Это не просто соглашения на бумаге, а живые форматы сотрудничества: от дуального образования до совместных проектов и развития магистратур под запросы бизнеса. К этому добавляется активная работа упоминавшегося выше Центра карьеры. У нас есть устойчивый опыт в реализации проектного обучения, кейс-сессий с бизнесом, а также модули по цифровой экономике, разработанные совместно с ИТ-кластером. Немаловажно и то, что ТГУ умеет гибко реагировать на запросы индустрии, предлагая магистерские программы «под заказ», как это реализовано, например, с инженерными направлениями для «Газпром нефти».

Но, как показывает честный анализ, есть и слабые стороны, которые нужно учитывать, если мы говорим о дальнейшем развитии. Пока что участие работодателей в разработке образовательных программ и преподавании остаётся ограниченным. Да, партнёры готовы принимать студентов на практику, обсуждать выпускников, но до полноценной интеграции в учебный процесс нам ещё предстоит дойти. Кроме того, мы фиксируем отсутствие устойчивых моделей долгосрочного инвестирования со стороны индустрии. Чаще всего речь идёт о проектном финансировании, завязанном на конкретных задачах, но не о системных вложениях в университетскую инфраструктуру или R&D. Есть и такие моменты, как недостаточная интернационализация взаимодействия — сегодня акцент всё-таки сделан преимущественно на российских компаниях. Совместных лабораторий с промышленными партнёрами в ТГУ пока немного, и это направление требует развития, особенно если мы говорим о создании полноценной инновационной экосистемы. Отдельно стоит отметить неравномерность вовлечения работодателей по направлениям подготовки: традиционно более активно сотрудничество выстраивается в технических сферах, тогда как гуманитарный и социальный блок нуждается в дополнительных усилиях по интеграции с реальным сектором.

Возможности ТГУ в рамках обсуждаемой проблемы — это развитие международных индустриальных партнёрств и привлечение к сотрудничеству большего количества крупных компаний, включая транснациональные; расширение моделей индустриальных PhD и научных консорциумов с компаниями; дальнейшее участие в нацпроектах и федеральных программах по взаимодействию с работодателями (например, в проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства»).

Угрозы и риски для нас — это высокая конкуренция со стороны столичных вузов-лидеров за корпоративные проекты, отток талантов из региона, ограниченные бюджетные ресурсы на инфраструктуру, низкий уровень цифровизации некоторых отраслей региона для ИТ-партнёрств.

— Что может стать катализатором развития по-настоящему тесных и эффективных партнерских отношений ТГУ с работодателями – лидерами отраслей?

— Честный взгляд на свои сильные и слабые стороны и является отправной точкой для дальнейшего движения вперёд. Мы видим точки роста, понимаем, где нужно усилить партнёрство, и, самое главное, у нас уже есть позитивные примеры, на которых можно строить устойчивую модель взаимодействия. И здесь, как я уже говорил, важно понимать: сотрудничество с индустрией — это не только про инженеров или ИТ-специалистов. Это про умение работать на стыке дисциплин, где гуманитарные компетенции становятся не менее востребованными. Сегодня бизнесу нужны специалисты, которые умеют не только разрабатывать технологии, но и понимать человека, общество, процессы коммуникации, культурные и ценностные коды. В этом контексте наша задача — научиться предлагать работодателям комплексные решения, где объединяются усилия инженеров, айтишников, экономистов, юристов, социологов, филологов и психологов. Именно за такими междисциплинарными форматами я вижу будущее партнёрства университетов и бизнеса. Об этом мы говорим и с нашими региональными партнёрами, в том числе с Томским электромеханическим заводом. Но это уже тема для следующего разговора.

9_1600 слово 20 мая.jpg— Получается, что сотрудничество с бизнесом — это не только про инженеров и технологии?

— Конечно. Очень важно разрушить стереотип, что взаимодействие с реальным сектором касается исключительно технических направлений. Сегодня запрос на подготовку специалистов есть и в гуманитарной сфере, и в социальных науках. Посмотрите, как меняются требования к выпускникам-филологам, социологам, психологам, юристам. Компании ищут специалистов, которые умеют работать с большими данными, владеют инструментами цифровой аналитики, понимают процессы коммуникации в цифровой среде, умеют решать задачи профайлинга, маркетинга, работы с сообществами. Мы уже видим примеры включённости наших гуманитариев в проекты с бизнесом — будь то разработка образовательных платформ, исследования в области когнитивных технологий или проекты по социальной инженерии. Как известно, наш «Сибирский центр искусственного интеллекта» и Центр когнитивных исследований работают на стыке технологий и гуманитарного знания. Поэтому задача университета — не делить направления на «технологические» и «нетехнологические», а искать точки сопряжения. Там, где появляются сложные междисциплинарные проекты, всегда есть место и инженерам, и гуманитариям.

— Эдуард Владимирович, если подвести итог нашему разговору, можно ли сказать, что сегодня перед университетами и бизнесом стоит задача не просто наладить сотрудничество, а выстроить нечто большее?

— Безусловно. Вызовы времени уже не позволяют ограничиваться эпизодическими стажировками, разовыми практиками или формальными соглашениями о партнёрстве. Технологический суверенитет, дефицит квалифицированных кадров, стремительное развитие отраслей — всё это требует перехода к долгосрочным, стратегическим альянсам между университетами и работодателями. 

Университет сегодня — это, конечно, главное место подготовки кадров. Но это и центр генерации знаний, площадка для инноваций, точка притяжения талантов и, самое главное, партнёр для бизнеса в вопросах развития отрасли. В свою очередь, работодатель уже не ограничивается тем, что «ждёт у выхода» готового специалиста. Он становится соавтором образовательного процесса, участвует в формировании программ, инвестирует в инфраструктуру, наставничество, научные исследования. Такое партнёрство строится не на формальных обязательствах, а на общем понимании цели: подготовить не просто специалиста с дипломом, а человека, готового к реальным вызовам отрасли, обладающего актуальными компетенциями и способного развиваться вместе с бизнесом.

10_1600 слово 20 мая.jpg

В этом смысле у нас — как классического университета — особая миссия. Мы всегда готовили специалистов не только для конкретных рабочих мест, но и для постоянно изменяющихся и усложняющихся профессиональных сфер и бизнеса. Отсюда и наша ставка на формирование сложного мышления и развитие высокого творческого потенциала студентов. Именно эти качества отличают выпускников ТГУ, что отмечают многие работодатели.

Но любые стратегии всегда начинаются с простого — с живого диалога. Поэтому я считаю важными форматы открытых встреч, где студенты могут напрямую задать вопросы работодателю, а бизнес — услышать ожидания молодых специалистов. Недавняя встреча в рамках ток-шоу «Карьерный мост», где мы вместе с директором Томского электромеханического завода Иваном Ивановичем Пушкарёвым обсуждали будущее инженерного и физико-математического образования, — отличный пример того, как строится это взаимодействие на практике. 230 участников — студенты, абитуриенты, родители, школьные учителя — пришли не за общими фразами, а за честным разговором о том, какие перспективы ждут молодых специалистов, что сегодня ценит индустрия и как совместить карьеру с личными интересами и увлечениями. В следующем выпуске своего блога я расскажу подробнее об этой встрече, а также о том, какие решения предлагает реальный сектор экономики, когда речь идёт о будущем молодых инженеров и не только.

А сейчас я хочу обратить внимание читателей блога на то, что буквально в эти дни в Томске проходит очередной форум U-NOVUS, на котором много внимания уделяется вопросам профориентации молодых людей и взаимодействию вузов с работодателями. Знакомьтесь с его материалами и будьте в курсе событий, формирующих новые тренды в сфере подготовки кадров для региона и страны!

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский,
член Совета по науке и образованию при Президенте РФ,
вице-президент Российского союза ректоров

 

Записала беседу и подобрала информационные и справочные материалы
Ирина Кужелева-Саган



ПЕРЕЙТИ В РАЗДЕЛ «СЛОВО – РЕКТОРУ»

ПЕРЕЙТИ В РАЗДЕЛ «СЛОВО – РЕКТОРУ»

Возможно, вас заинтересует