Уже второй год подряд в июле в нашей стране проводится масштабное мероприятие абсолютно нового для всех формата – образовательный интенсив Остров. Его сквозная цель – изменить мышление людей, приближая их к пониманию процессов начавшейся новой технологической революции и формируя у них необходимые компетенции для ответов на её вызовы. Главными идеологами и организаторами этого уникального проекта являются Университет НТИ «20.35» и Агентство стратегических инициатив (АСИ).
Первый такой интенсив состоялся на острове Русский, в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Его участниками были технологические лидеры России – руководители и сотрудники передовых компаний и стартапов; а также инвесторы, изобретатели, ученые, аналитики данных, инженеры, талантливые студенты и школьники. Всего на Остров были приглашены более тысячи человек из разных регионов страны, прошедших два этапа специальных заочных испытаний. Здесь впервые для России был проведен эксперимент по отработке новых подходов и практик интенсивного обучения с применением технологий искусственного интеллекта.

В этот году интенсив проходил в Москве, в Сколковском институте науки и технологий с 10 по 22 июля. Этими датами, кстати, и объясняется полное название мероприятия – Остров 10-22. Кроме Университета НТИ и АСИ, его соорганизаторами выступили Министерство науки и высшего образования РФ, Сколковский институт науки и технологий, Российская венчурная компания (РВК) и координаторы глобальной конференции по технологиям в образовании EdCrunch. На этот раз на «берег» Острова вышли уже полторы тысячи человек, представлявшие, в основном, вузы России. Хотя, конечно, здесь присутствовали также эксперты из различных государственных структур и высокотехнологичного бизнеса. Среди участников были и 120 талантливых школьников.

Наша команда ТГУ участвовала и в первом, и во втором интесиве, и мы можем сравнивать свои впечатления от двух разных подходов к принципам подбора «островитян». Сразу скажу, что у каждого из них есть свои преимущества. В первом случае вы попадаете в межотраслевую атмосферу, которая дает возможность посмотреть на те или иные проблемы наступившей цифровой эпохи с позиций различных производственных и управленческих сфер, различных профессиональных сообществ. Соответственно, начинаешь лучше понимать, например, своих партнеров по разработке новых цифровых технологий и их конвертации в производство; работодателей как заказчиков на подготовку специалистов с определенными компетенциями и т.п. Но при этом меньше возможностей обсуждать именно образовательные проблемы, связанные с цифровизацией, поскольку вузовское сообщество, непосредственно заинтересованное в таких обсуждениях, представлено здесь в меньшей степени. Во втором случае, когда находишься уже в сугубо профессиональной атмосфере, такая возможность появляется, но теряется тот самый широкий межотраслевой взгляд на задачи цифровизации. Важна и степень готовности различных университетов к их обсуждению и решению. Иначе можно оказаться в ситуации, когда надеешься приобрести какие-то принципиально новые знания и компетенции, а вместо этого получаешь информацию, с которой ты уже давно работаешь. При этом другие воспринимают её как абсолютно новую для себя.
От всего перечисленного во многом зависит степень удовлетворенности каждой из вузовских команд, участвовавших в Острове. В идеале нужно участвовать в интенсиве и среди «чужих», и среди «своих», что мы и делаем. Тем не менее, поприсутствовав на мероприятии во второй раз, мы абсолютно очевидно поняли, что на сегодняшний день действительно находимся в группе отечественных вузов-лидеров по готовности не только понимать то, что мы называем «процессами цифровизации экономики и общественной жизни», но и предлагать уже какие-то свои решения в этом направлении. Думаю, что совсем не случайно эти же вузы являются участниками и лидерами Программы 5-100. Мы уже больше 5 лет живем в дискурсе, который большинство отечественных вузов только начинают осваивать.
На Острове 10-22 решались три основных задачи. Первая – организация старта взаимодействия большинства российских крупных вузов с экосистемой НТИ – масштабной государственной программой по созданию условий для вывода отечественных прорывных технологий и проектов на международные рынки. Вторая – выявление возможностей вузов в их влиянии на социально-экономическое развитие своих регионов в контексте всеобщей цифровизации. И третья – создание и развитие команд региональных университетов, способных реализовать системные изменения в сфере подготовки кадров для технологического развития нашей страны в эпоху цифровизации. Невозможно обучить коллективы сразу всех вузов страны, но сформировать управленческие команды для большинства из них, которые бы затем могли руководить проектами по цифровизации своих университетов, – вполне реальная задача. По крайней мере, с точки зрения основателей интенсива и Минобрнауки РФ.

Судя по отзывам многих участников последнего Острова, представлявших региональные вузы, у них действительно произошла соответствующая цифровая «перезагрузка» и появилась уверенность в том, что они теперь смогут «открыть глаза» на цифровое настоящее и будущее и своим вузовским коллегам. У нас же появилась уверенность в том, что мы уже несколько лет идем в правильном направлении, делая всё возможное для того, чтобы разрабатывать собственные передовые образовательные технологии, нацеленные на подготовку специалистов для цифровой экономики и наступающей Четвертой промышленной революции.
Что же интересного и неординарного происходило на Острове, длившемся почти две недели? Безусловно, таковым являлась ситуация постоянного выбора, в которой находился каждый участник этого масштабного мероприятия. Выбора не только различных стратегий, но даже картин мира, в которых он мог пребывать на Острове; а также образовательных направлений, мастер-классов, кейсов, визионерских лекций, партнеров по состязаниям. Наконец, выбора роли для самого участника всех этих треков и видов деятельности. Ситуация постоянного выбора – это ситуация, которая, по мнению идеологов и организаторов интенсива, должна иметь место в университете будущего (т.е. к 2035 г.). Создание такой ситуации должно стать частью политики каждого университета. И эта гипотеза отрабатывалась на Острове.
Несмотря на помощь искусственного интеллекта, учитывавшего результаты предварительных тестирований каждого потенциального «островитянина», осуществлять этот постоянный выбор было действительно непросто, т.к. на Острове одновременно работали 8 факультетов: сквозных технологий; рынков ТНИ; управления, основанного на данных; образовательных технологий; экосистем и урбанистики; технологического предпринимательства и трансфера технологий; практик будущего. Был и гуманитарный факультет, что особенно важно, поскольку цифровая эпоха – это эпоха не только необычайных возможностей для человека и общества, но и огромных рисков. И прежде всего, гуманитарного характера. Внутри каждого из факультетов, возглавляемых, как и положено, деканами, было ещё по нескольку десятков различных подструктур – лабораторий, мастерских, клубов мышления. Познакомиться со структурами «островных» факультетов и их целями можно здесь: https://ostrov.2035.university/#island-tracks

Все образовательные, учебно-методические и проектные процессы Острова обеспечивали 576 преподавателей. В итоге состоялось около 370 мастер-классов и почти полсотни визионерских лекций, с которыми перед участниками интенсива выступили известные в нашей стране специалисты, представители Минобрнауки, ректоры ведущих вузов, руководители государственных и частных высокотехнологичных корпораций, а также зарубежные «цифровые» эксперты. Было множество и других форматов работы, и прежде всего, командной проектной деятельности и разного рода интеллектуальных соревнований («марафонов мышления»). Всё это происходило в пространствах Сколтеха, которые каждый раз преобразовывались под конкретные задачи того или иного формата работы и коммуникаций.

Отследить «пульс Острова» буквально по дням вы можете на специальных страницах сайта Университета НТИ. Здесь вы увидите не только краткое описание проходивших мероприятий, отзывы их участников, критерии оценок проектов и компетенций «островитян», различные рейтинги и т.п., но и полезные рекомендации и алгоритмы для свой работы. Есть у Острова и свои страницы в социальных сетях, где очень много полезных ссылок. Конечно, организация всех этих процессов, а также проживания и питания «островитян», присмотра за их физическим самочувствием и прочего, потребовала огромных усилий от устроителей и координаторов интенсива. Не всё шло гладко, и особенно в первые дни. Например, довольно сложно простраивались поначалу коммуникации между представителями ста вузов. И не все поэтому дошли до конца. Но «выживших», безусловно, большинство. Но никто и не обещал легкой жизни на Острове: не зря же формат мероприятия обозначен как «интенсив»! Личные достижения каждого из участников во многом зависели от его мотивации и умения расставлять приоритеты. Главная цель достигнута: «островитяне», вернувшись домой, не могут теперь мыслить по-старому, о чем они и пишут сейчас в социальных сетях.
О том, чем занималась сборная команда томских вузов на интенсиве и чем лично мне запомнится Остров 10-22, я расскажу в следующей части блога.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский
Продолжение следует.