Мировой чемпионат «золотых рук»

Мировой чемпионат «золотых рук»

Есть проблемы, которые касаются буквально каждого из нас: нехватка или, того хуже, полное отсутствие рядом тех, кого мы называем «настоящими мастерами своего дела». Все мы хотим вкусной и здоровой еды в общепите, красивой стрижки в парикмахерской, качественного ремонта дома и в офисе, ровно уложенной тротуарной плитки, правильного медицинского ухода в больнице и так далее, почти до бесконечности. Осуществлять все эти желания и потребности призваны представители так называемых рабочих профессий: повара и кондитеры, парикмахеры и косметологи, штукатуры и плиточники, медсестры и социальные работники. Но так ли часто нам в жизни везёт на высоких профессионалов во всех этих делах? Уверен на 100%, что каждый скажет: «Нет, не часто». А кому-то и вообще не везло ни разу. Точно такие же проблемы испытывают и производственные организации. Они тоже крайне нуждаются в специалистах среднего звена с «золотыми руками»: токарях и плотниках, каменщиках и сварщиках, полиграфистах и лаборантах, и… снова до бесконечности. Да, человечество вступило в цифровую эру. Но роботы не могут и не должны удовлетворять все человеческие потребности. Да и самих роботов или, по крайней мере, их первые рабочие прототипы ещё нужно кому-то правильно собрать.

2.jpg

Острая нехватка высококвалифицированных рабочих – это не только наша, российская, беда. Это проблема большинства стран, как неразвитых, так и развитых. Почему же она возникла? Причин много. Это и войны, и техногенные катастрофы, и «минусовая» демография, и неудовлетворительные условия труда, и неправильная политика в области экономики и образования. Наконец, просто плохой пиар рабочих профессий. Любой нормальный человек хочет гордиться тем, чем ему приходится заниматься в жизни как профессионалу. Но если с самого детства в семье, школе и СМИ ему говорилось только о престижности высшего образования и «престижных» профессиях (а значит, есть и непрестижные), то вряд ли он по собственной воле и желанию выберет после школы обучение в техникуме или профессиональном училище. Для этого нужна особая мотивация, которая сама по себе, как правило, не возникает. Но это одна сторона проблемы. Есть еще и другая: даже если молодой человек или девушка и сделают выбор в пользу среднего профессионального образования, то не факт, что им повезет с учителями и учебными программами. Они могут так и не овладеть по-настоящему высокими стандартами мастерства. Как не факт, что им повезет потом с работодателями, часто не ценящими своих сотрудников, что является довольно распространенной причиной разочарования в работе и ухода в какие-то другие сферы деятельности.

3.gif

Для всестороннего решения обозначенной проблемы во всех её проявлениях и была создана в Европе в 1950-х годах некоммерческая организация International Vocational Training Organisation (IVTO), которая с 2000-х годов была переименована в международную ассоциацию WorldSkills International (WSI). Первой инициативу по её созданию проявила Испания, которая начала проводить национальные конкурсы по профессионально-технической подготовке еще с конца 1940-х, столкнувшись с необходимостью восстанавливать разрушенную гражданской войной экономику. Чуть позже к ней присоединилась Португалия, а затем и другие страны. Сегодня членами Ассоциации WSI являются около 80 государств. Главной миссией WSI стало привлечение внимания к рабочим профессиям и создание условий для развития высоких профессиональных стандартов. Для этого WSI регулярно организует и проводит в разных странах профессиональные соревнования различного уровня (мирового, континентального, национального, регионального) для молодых людей в возрасте с 16 до 22 лет.

В WorldSkills (WS) входят 20 крупнейших экономических держав мира, а также 5 стран с наибольшей численностью населения. В целом WS представляет две трети населения Земли. В настоящее время Ассоциация не без оснований презентует себя как «глобальный центр навыков», объединяющий и влияющий на педагогов, промышленность, национальные правительства и международные организации; а также способствующий значительным исследованиям и предоставляющий лучший ориентир для профессиональных систем.

4_новый размер.png

Надо сразу сказать, что к этому международному движению наша страна присоединилась относительно недавно – в 2011 году. В мировом чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, который проходит каждые два года и объединяет более 1 300 участников из более чем 60 стран, российская команда впервые приняла участие только 6 лет назад, не завоевав при этом ни одной медали. Но это тот самый случай, когда «медленно запрягают, но быстро едут». Уже в 2015 году Россия выиграла право проведения в 2019-ом году 45-го мирового чемпионата в Казани, обойдя при этом таких достойных соперников, как бельгийский Шалеруа и Париж. Процедура голосования проходила на заседании Генеральной ассамблеи WorldSkills International в Сан-Паулу (Бразилия). Это почетное право влекло за собой очень серьезные обязательства по созданию соответствующей инфраструктуры для проведения соревнований по профмастерству одновременно для почти 1 400 участников и такого же количества экспертов, а также для их проживания, питания и т.д. Плюс огромное количество гостей, приезжающих из более чем 60 стран мира.

5.jpeg

Конечно, удачным совпадением было то, что Казань входила в число российских городов, принимавших у себя в 2018 году мундиаль, и поэтому существенная часть инфраструктуры стразу создавалась под два мировых чемпионата – по футболу и профмастерству. Тем не менее, многое было построено и специально. В частности, для чемпионата WS рядом с международным аэропортом «Казань» был построен выставочный центр «Казань-ЭКСПО» площадью 74,8 га. В апреле 2019 года в Казани состоялась своего рода генеральная репетиция – успешно прошел финал VII национального чемпионата WorldSkills Russia-2019. В нём участвовали 1 513 молодых специалистов из более чем 100 городов России, представлявших 92 профессии – от традиционных до самых высокотехнологичных (робототехника, 3Д-моделирование, веб-дизайн и т.п.).

6.jpg

И вот, наконец, в августе этого года в Казани состоялся и мировой чемпионат WorldSkills при участии 1 354 молодых профессионала из 63 стран, на котором россияне в общем командном зачете заняли второе (!) место, уступив первое только китайцам. Наши ребята получили 14 золотых, 4 серебряных и 4 бронзовых медали. Россиянке Анастасии Камневой, выступавшей в дисциплине «Лабораторный химический анализ», присудили и Гран-при WS – медаль Альберта Видаля. Она вручается участнику чемпионата, набравшему наибольшее количество баллов по сравнению со всеми другими участниками, вне зависимости от компетенций. Очень хорошо на чемпионате выступили и все трое томичей, представлявших нашу область в национальной сборной РФ: 14-летний Умар Гетагазов (Томский физико-технический лицей) получил золотую медаль в юниорской группе по компетенции «Веб-дизайн и разработка», студенты Томского техникума информационных технологий Никита Гузеев и Геннадий Коваленко завоевали бронзовые награды по компетенции «Разработка решений с использованием блокчейнтехнологий». Если вспомнить результаты участия россиян в первом для них мировом чемпионате WS в 2013 года, а точнее, их полное отсутствие, то это просто земля и небо.

7_новый размер.png

Все 56 профессиональных компетенций, представленных на 45-й «Олимпиаде золотых рук», как еще называют мировой чемпионат WS, были объединены в 6 основных блоков: 1) информационные и коммуникационные технологии; 2) производство и инженерные технологии; 3) строительство и строительные технологии; 4) сфера услуг; 5) творчество и дизайн; 6) транспорт и логистика. Результаты индивидуальных и командных соревнований оценивало международное жюри из 1 304 экспертов. Принималось во внимание не только владение профессиональными компетенциями, но и умение творчески решать задачи любой сложности. По аналогии с олимпийским девизом «быстрее, выше, сильнее» здесь также оценивали скорость, но при этом и качество должно было быть на самом высшем уровне.

8_новый размер.png

Мировой чемпионат WS, прошедший в Казани, по праву считается главным международным событием 2019 года в России. Я наблюдал его собственными глазами, причем не только его церемониальные части, но и собственно «соревновательные» и «дискуссионные». Церемонии открытия и закрытия чемпионата WS проходили на 45-тысячном стадионе «Казань Арена», который за год до этого принимал футбольный мундиаль. Это были незабываемые зрелища, как на Олимпийских играх, – с шествиями национальных сборных команд-участниц в ярких костюмах, выступлениями звездных артистов и грандиозными фейерверками. Всё это мне посчастливилось увидеть вместе с ректорами казанских университетов и гостями чемпионата. Но еще увлекательнее оказались сами соревнования. Чтобы бегло, почти не останавливаясь, обойти все конкурсные площадки в Центре «Казань-ЭКСПО», мне понадобилось целых три часа.

9.jpg

Я был просто потрясен новым прочтением рабочих профессий: даже такие «простые» из них, как штукатур, сантехник, плиточник, ландшафтный садовник, парикмахер, были представлены очень интересно. Всем участникам соревнований были предложены задания, требовавшие от них не только чисто профессиональных навыков, но и творческого мышления, а также умения работать в команде. При этом все они были одеты в очень эффектные стильные, иногда напоминавшие байкерскую одежду, униформы и использовали самые современные рабочие инструменты при выполнении этих заданий. Соответствующим образом были оформлены и рабочие пространства.

10.jpg

Хотелось остановиться возле каждой такой площадки и буквально завороженно смотреть на совсем молодых людей, безупречно кладущих по сложным схемам кафельную плитку, легко и с точностью до сантиметра управляющих грузоподъемниками при транспортировке больших грузов, делающих великолепные стрижки и прически, украшающих роскошные торты и так далее. Не зря же говорят, что можно бесконечно смотреть на то, как горит огонь, течет вода и работают другие люди. Тем более, если это по-настоящему искусная работа. И когда её выполняют совсем молодые люди, это вызывает огромное уважение и восхищение.

11.jpg

Было очевидно, что все участники чемпионата обладают высочайшей мотивацией и к самой профессии, и к соревнованиям. Еще бы, ведь каждого из них ждет отличная карьера: обладая статусами победителей национальных конкурсов по WorldSkills и участников мирового чемпионата профмастерства (не говоря уже о статусах победителей такого чемпионата), они могут однозначно рассчитывать на свою высочайшую востребованность со стороны самых «крутых» работодателей!

Приятно было наблюдать возле каждой конкурсной площадки школьников, которые, кстати, тоже были одеты в фирменные футболки разных цветов. Создалось ощущение, что все старшеклассники не только Казани, но и всего Татарстана побывали на чемпионате WS. Безусловно, для них это было очень важно с точки зрения выбора будущей профессии и формирования мотивации к ней.

12_новый размер.png

Чемпионат WS в Казани стал знаменательным не только для его российских участников и организаторов, но и для всего сообщества WorldSkills с точки зрения его дальнейшего развития. Именно по инициативе российских организаторов и идеологов движения WS в нашей стране, среди которых нужно, прежде всего отметить Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», впервые за всю историю состязаний WS в программу мирового чемпионата вошли соревнования по так называемым «компетенциям будущего» (Future Skills). Эта инициатива направлена на опережающую подготовку квалифицированных кадров для высокотехнологичного производства в условиях цифровой экономики. Пока в этих соревнованиях смогли принять участие только представители 16 стран.

13.jpg

Из общего числа конкурсантов по Future Skills (171) 115 были россиянами. Как и следовало ожидать, основная борьба разгорелась между российскими и китайскими молодыми профессионалами. Большая часть из них представляла самые передовые технологические компании своих стран. С нашей стороны это были корпорации «Росатом», «Сибур», «Роскосмос», «Ростелеком». И очень приятно, что ребята из Томска, которых я упоминал, получили награды именно в блоке «компетенции будущего».

14.jpg

Инициатива Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по включению в программу мирового чемпионата Future Skills, как и само качество и темпы его работы по продвижению в нашей стране идеологии WS, были высоко оценены руководством международной Ассоциацией WorldSkills International. Её президент Саймон Бартли в своей речи на церемонии закрытия чемпионата в Казани, которая последовала сразу за выступлением Президента РФ Владимира Путина, сказал: «Я бы хотел поддержать вас в том, что для молодых людей нет ничего важнее своей профессиональной деятельности. Сделай мир лучше силой своего мастерства. Я полагаю, что Россия смогла вывести этот девиз на новый уровень». Еще одним подтверждением высокой оценки деятельности россиян в рамках глобального проекта WorldSkills стало избрание заместителя гендиректора по исследованиям и разработкам Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Екатерины Лошкаревой в совет директоров WSI.

15.jpg

Таким образом, Россия, совсем недавно вступившая в международное сообщество WorldSkills, показала, что можно почти «с нуля» создать технологию подготовки молодых кадров на уровне мировых стандартов владения рабочими профессиями. В настоящее время движение WorldSkills Russia охватывает все 85 регионов и является одним из приоритетных проектов в сфере подготовки кадров. И здесь мне бы хотелось особенно отметить личный вклад людей, благодаря которым не только возникла такая технология, но и за кратчайшие сроки был преодолён разрыв между системами подготовки молодых профессионалов в России и странах-участницах мирового движения WorldSkills. В эволюционном формате это заняло бы, наверное, несколько десятилетий. Эти люди – генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов; спецпредставитель Президента РФ по цифровому и технологическому развитию и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков; а также член Экспертного совета при Правительстве РФ Петр Щедровицкий, которому было поручено описать метод, позволяющий добиться не только более высоких результатов на уровне отдельных носителей компетенций, но и сделать это быстрее, чем происходило в международной практике. Своим видением новых горизонтов развития WorldSkills в России и мире Роберт Уразов, Дмитрий Песков и Петр Щедровицкий делились в процессе деловых встреч, круглых столов и дискуссий, состоявшихся в рамках чемпионата.

Почему движение WorldSkills мне кажется чрезвычайно перспективным и для представителей университетского сообщества? Такой вопрос мне задал министр образования и науки РФ Михаил Котюков, с которым я также встречался на площадках мирового чемпионата в Казани. Мой ответ, вызвавший положительный отклик у министра, заключался в следующем.

16_новый размер.jpeg

Во-первых, те самые Future Skills, или «компетенции будущего», впервые включенные в программу этого чемпионата, являются не только «рабочими», но и вполне университетскими. Я имею в виду 3Д-моделирование, веб-дизайн, компьютерную безопасность, блокчейн и т.п. А это значит, что наши студенты тоже могут включаться в движение WS и участвовать в его региональных, национальных и международных конкурсах, что могло бы стать для них дополнительной мотивацией для овладения этими навыками. Эти навыки они могли бы получать не только в рамках выбранных ими образовательных направлений, но и кампусных курсов. Во-вторых, в рамках такого глобального проекта, как WorldSkills, можно было бы развивать новые формы сотрудничества между университетами и государственными и частными высокотехнологичными компаниями, нуждающимися в подготовке и переподготовке кадров. В частности, по созданию межвузовских центров компетенций. Университеты разрабатывали бы для них образовательные программы и технологии, а компании – задавали бы необходимые для себя стандарты подготовки и предоставляли производственную базу для практики, без которой такие компетенции сформировать невозможно. Такие перспективы представляются особенно реалистичными в логике Большого университета, который нам предстоит создать в Томске.

Мировой чемпионат в Казани по профмастерству стал генератором не только идей, связанных с новыми формами сотрудничества между образовательными учреждениями и производственными организациями и бизнес-компаниями с целью подготовки квалифицированных кадров, но и оптимизма по поводу возрождения настоящего интереса к рабочим профессиям у самих школьников и их родителей. И это мне кажется самым большим его достижением.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

Возможно, вас заинтересует