Top.Mail.Ru
Практики, влияющие на систему университетского управления. Часть 2

Практики, влияющие на систему университетского управления. Часть 2

Эта часть завершает мои ответы на вопросы одного из отечественных журналов, занимающегося проблематикой вузовского менеджмента.

– Какие практики в современном университете наиболее всего поощряют командную работу? Какие практики и под какие задачи, как Вы думаете, еще должны быть созданы?

– Я бы начал не с поощрения командной работы, которое обычно происходит по результатам деятельности, а с ее мотивации. Это разные вещи. Мне кажется, что основным мотивом здесь является возможность реализовать в групповой или коллективной деятельности те свои интересы и личностные потенциалы, которые сложно реализовать в других условиях. В частности, проявить лидерские качества или особые творческие способности, недостаточно востребованные в повседневной работе в рамках основной должности. Наша практика показывает, что для университетского человека сильными мотивами для вхождения в команду становятся в том числе сама новизна, характер и степень сложности задачи, которую ему предстоит решать вместе с другими членами команды, а также возможность выйти за границы своей привычной деятельности. Наконец, мотивировать может даже соответствующим образом организованное пространство. К такому выводу мы пришли, когда увидели, как преподаватели, сотрудники и студенты реагируют на новые (исследовательский и круглосуточный) залы Научной библиотеки нашего университета. Будучи еще недавно почти пустыми по причине дистанционной доступности оцифрованных библиотечных архивов, теперь они всегда полны посетителей.

8.jpg

Комфортная, хорошо технологически оснащенная и красивая (что немаловажно) обстановка располагает не только к индивидуальной работе. Люди заранее бронируют здесь коворкинговые зоны, чтобы вместе обсудить рождающийся или уже реализуемый совместный проект. Такая высокая востребованность обновленных пространств побуждает нас и дальше развиваться в этом же русле.

Возвращаясь к вопросу о поощрении командной работы, скажу, что для этого может быть создана система специальных внутренних грантов. Они могут выражаться как в денежной форме, так и, например, в сертификатах, позволяющих членам самых эффективных команд принимать участие в каких-либо интересных и важных для них мероприятиях; пользоваться ценным оборудованием, выезжать на базы отдыха и прочее. Поощрение может быть и чисто моральным: информирование вузовского сообщества об успехах той или иной команды. Для большинства людей важно внимание, проявляемое общественностью к их деятельности.

Теперь по поводу наиболее перспективных практик командной работы. На мой взгляд, это междисциплинарные исследования, разработка и сопровождение открытых образовательных онлайн-курсов (или МООК – от англ. massive open online courses) и проектов под задачи организаций-партнеров, а также создание студенческих стартапов. Они представляют собой все основные направления деятельности современного университета: научное, образовательное, инновационно-технологическое и предпринимательское. Мы стараемся двигаться по всем этим направлениям. Первые два типа практик – междисциплинарные исследования и разработка МООК – уже давно вошли в повседневную жизнь нашего университета, и здесь достигнуты определенные успехи.

9.jpg

Остальные практики находятся на стадии активной апробации, подтверждающей их высокую эффективность не только с точки зрения конкретных результатов совместной деятельности – появления новых продуктов и технологий, но и формирования тех самых важных для университета «слабых» (горизонтальных) связей, о которых было сказано выше. По своей природе все эти практики не могут (за редким исключением) осуществляться энтузиастами-одиночками. Здесь нужна коллективная работа, в которой за каждым ее участником закрепляется определенная функция и степень ответственности, и где все вместе дополняют друг друга. Умение работать в команде – одна из самых важных «мягких компетенций» (англ. soft skills), востребованных сегодня передовыми компаниями и организациями. Развивая различные практики командной работы, мы помогаем нашим сотрудникам и будущим выпускникам в их более полной самореализации.

– Традиционно узким местом в наших университетах являются слабые междисциплинарные связи, а также вовлеченность в совместную деятельность студентов. Как возможно построение междисциплинарных исследовательских команд в университете? Видите ли Вы потенциал в смешанных командах? Какие шаги делает ТГУ в этом направлении?

– Сразу хотелось бы отметить, что сама по себе возможность междисциплинарности применительно к научным исследованиям является в наше время предметом достаточно горячих дискуссий. Несмотря на то, что раскрытию потенциала междисциплинарности посвящено огромное количество отечественных и зарубежных научных публикаций, некоторые ученые полагают, что таковая невозможна в принципе из-за отсутствия метаязыка описания междисциплинарных исследований. Иными словами, та дисциплина, на языке которой будет осуществляться коммуникация внутри исследовательской группы и будут описываться результаты работы, окажется «первой среди равных», то есть доминирующей. Поэтому можно говорить об «интервенции» одних научных дисциплин в другие, но не о междисциплинарности. Я считаю, что междисциплинарность можно и нужно понимать не только как «равноправную» интеграцию различных наук для решения той или иной проблемы, но и как взаимодействие дисциплин, имеющих разные статусы по отношению друг к другу в зависимости от конкретной ситуации.

10_новый размер.jpg

Важно, что только в процессе такого взаимодействия может появиться новое знание, которое не могло появиться в рамках одной отдельной дисциплины. И даже если это новое знание описывается на языке «доминирующей» дисциплины, а не некоем метаязыке, это не отменяет его ценности для теории и практики. И если исходить из этой позиции, то значение междисциплинарных проектов и, соответственно, исследовательских команд, которые их осуществляют, сложно переоценить. Кроме того, по моему глубокому убеждению, формирование метаязыка является не только эпистемологической, но и управленческой задачей, решение которой во многом зависит от организации коммуникативного пространства междисциплинарного исследования.

В Томском государственном университете с целью развития междисциплинарной научно–образовательной деятельности созданы соответствующие структурные стратегические академические единицы – САЕ. На сегодняшний день их четыре: Институт биомедицины, Институт «Умные материалы и технологии», Институт человека цифровой эпохи и Сибирский институт будущего. Они объединяют различные исследовательские лаборатории, где работают научные сотрудники нашего университета, приглашенные профессора из ведущих российских и зарубежных вузов, эксперты из международных сетевых исследовательских организаций. По сути, каждая САЕ представляет собой большую междисциплинарную разновозрастную команду, объединяющую, в свою очередь, несколько разных групп, решающих конкретные задачи. Здесь трудятся и известные в своих сферах ученые, и молодые специалисты, и студенты.

Одна из главных идей существования САЕ в том, чтобы получаемое в них новое научное междисциплинарное знание сразу становилось содержанием новых междисциплинарных (в том числе – международных) магистерских и аспирантских программ. Фокусировка исследований связана с вызовами четвертой технологической революции.

11.jpg

Для многих вузов является большой проблемой то, что в магистратуры приходят люди, окончившие бакалавриаты по другим направлениям. Но если правильно организовать учебный процесс, то это шанс посмотреть на проблематику направления магистратуры через призму других научных дисциплин и профессиональных парадигм. Готовность и желание использовать такой шанс более всего способствует формированию междисциплинарной команды, объединяющей преподавателей-исследователей и студентов.

Принципы командной работы в наших междисциплинарных научно-образовательных и исследовательских группах примерно те же, что и в межотраслевых, о которых говорится в книгах ведущих теоретиков и практиков менеджмента. Среди них я бы отметил, прежде всего, следующие:

1) Адаптируемость формируемой научной концепции (т.е. ее постоянная корректировка в соответствии с изменяющимися внутренними и внешними контекстами) при незыблемости главных ценностей, которыми команда руководствуется в своей деятельности. Обязательное участие всего коллектива в такой корректировке.

2) Психологическая безопасность и атмосфера доверия, гарантирующие свободу для проявления любознательности, признания своих ошибок и готовности работать в условиях высокой степени неопределенности.

3) Постоянный обмен знаниями и информацией в очных и онлайн-коммуникациях.

4) Опора не столько на готовые образовательные схемы, сколько на обучение в ходе экспериментов.

Кроме САЕ, непосредственно занимающихся междисциплинарной научной и образовательной деятельностью, существует формат работы, целью которого является популяризация и продвижение междисциплинарности на общеуниверситетском уровне. Я имею в виду специальный междисциплинарный семинар, организуемый в ТГУ раз в месяц для всех, кому интересна его тематика. Основным содержанием каждого такого семинарского занятия становится выступление профессора, являющегося руководителем какого-либо большого междисциплинарного исследовательского проекта. В процессе своего выступления он делится с присутствующими (а их бывает, как правило, более 100 человек) не только достижениями, но и опытом решения проблем, возникавших по ходу проекта.

12.png

Помимо этого, слушатели каждый раз получают полезную информацию в виде кратких учебно-методических разработок по организации коммуникативного пространства, способствующего формированию междисциплинарных команд.

Таким образом, стимулирование междисциплинарных связей, как и проектирование самих пространств порождения междисциплинарного знания в коллективной деятельности, становится для вузов новой стратегической управленческой задачей.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

Возможно, вас заинтересует