Top.Mail.Ru
Недельный июльский «марафон». Часть 1

Недельный июльский «марафон». Часть 1

Вот уже 4 года Томский государственный университет и Московская школа управления «СКОЛКОВО» являются партнерами. Одно из направлений этого партнерства – совместная организация различных мероприятий по вопросам вузовского менеджмента в условиях трансформации системы высшего образования в мире и Российской Федерации. Они помогли решить многие задачи стратегического планирования и определить приоритеты дальнейшего развития ТГУ как участника Проекта 5-100. Слушателями открытых лекций московских экспертов и участниками проектно-аналитических сессий, организованных на базе ТГУ, стали более 900 человек. И если вначале такие «сколковские» сессии вызывали у большинства наших сотрудников «шок и трепет», то по истечении некоторого времени они стали восприниматься как вполне обычные явления. Люди постепенно научились осваивать новые способы мышления и погружаться с головой в интенсивную и, как правило, достаточно продолжительную командную работу, требующую полной самоотдачи и слаженности действий, быстрой реакции, высокой креативности, способности к конструктивной критике, умения слышать других и отстаивать свою точку зрения.

В этом и последующих двух блогах я хочу более подробно рассказать о последней такой сессии под названием «Развитие экосистемы университета: переопределяя границы», проходившей со 2 по 7 июля в Институте экономики и менеджмента ТГУ, в которой участвовало более ста человек.

Эти блоги обращены, прежде всего, к сотрудникам ТГУ, по тем или иным причинам пока не принимавшим участия в подобных мероприятиях. Но, возможно, они захотят участвовать в них в будущем, поскольку это покажется им интересным и полезным с точки зрения профессиональной самореализации и приобретения новых для себя навыков.

2.jpeg

Итак, модераторами проектно-аналитической сессии, как обычно, были члены команды из «СКОЛКОВО» под началом Андрея Евгеньевича Волкова, научного руководителя Московской школы управления «СКОЛКОВО» и заместителя председателя Совета Проекта 5-100 по повышению конкурентоспособности ведущих российских вузов. Эта сессия отличалась от всех предыдущих тем, что впервые генерируемая ею коллективная рефлексия была направлена не «внутрь» нашего университета, а выходила за его рамки. Предметом анализа стало то, что реально может возникнуть в создаваемом интерфейсе между ТГУ, другими томскими вузами, администрацией области и различными бизнес-структурами как в ближней, так и в отдаленной перспективе. Соответственно, в мероприятии принимали участие не только вузовские работники, но и представители региональной власти и бизнеса федерального уровня. Основная цель сессии изначально была обозначена как определение долгосрочных «осевых» линий развития экосистемы университета, обеспечивающих её расширение, а также консолидацию деятельности и разного рода ресурсов всех её основных субъектов.

Предполагалось, что такая цель может быть достигнута за счет создания условий для формирования команд «Тройной спирали» под приоритетные региональные и отраслевые задачи, а также появления центров компетенций в новых технологических областях, «гибридных» структур с крупными компаниями, крупных междисциплинарных проектов и введения новой модели развития образовательных сервисов для жителей региона.

3 Тройная спираль.jpg

Задачей первого пленарного заседания стало введение участников сессии в общий контекст заявленной темы мероприятия, актуализация вызовов разных уровней (глобальных, российских, региональных) и мотивация групп на разработку и защиту их проектов как «ответов» на эти вызовы. Вот основные тезисы моего пленарного выступления:

– Основная логика, в которой планировалась эта сессия: сегодня конкурируют не университеты, а университетские экосистемы. Для ТГУ единственный вариант выхода в новое качество – это участвовать вместе с партнерами в структурировании такой экосистемы как «среды обитания» вузов, бизнеса и власти.

– Понятие «экосистема» применительно к данному контексту – не самое удачное, поскольку уже предварительно семантически нагружено и указывает на некоторую закрытость. Но пока ничего другого не придумано. Поэтому, говоря об экосистеме, нужно всегда иметь в виду, что открытость является одной из важнейших её характеристик. Экосистема сохраняет свое ядро, но при этом её границы всегда проницаемы.

– Несмотря на наличие многих элементов инфраструктуры (специалистов, венчурных фондов и прочего), полноценная инновационная экосистема, способная вывести вузы, компании и регион на новый уровень, нигде в России пока не складывается. Всё более-менее работает только тогда, когда есть бюджетные деньги. Когда их нет, всё стоит на месте.

– В условиях ограниченных ресурсов и высокой конкуренции двигаться дальше возможно только находя совместные интересы и объединяя ресурсы и партнеров. За счет объединения ресурсов получается новое качество. Это хорошо видно на примере Российского квантового центра, финансируемого Газпромбанком. Бюджет центра – миллиард рублей. Если ТГУ заходит в этот Центр со своими 10-ю миллионами, то получает научный эффект на 1 млрд 10 млн рублей. Для университета это единственно возможная логика. Но она может быть интересна и для самого Центра, так как при этом он получит новые идеи, студентов и рабочие руки. Сегодня все международные коллаборации типа «мегасайнс» устроены именно по такому принципу. Поэтому формирование экосистемы является для университетов приоритетом.

– Существует устойчивое мнение, что развитая университетская культура – это одновременно и ресурс, и «тормоз» для всего нового, включая построение инновационной экосистемы. Проще строить новое на пустом месте, нежели пытаться реформировать то, что изрядно обросло традициями. С этой точки зрения «вузы с историей» имеют меньше шансов на реальную трансформацию в соответствии с вызовами современной эпохи, чем вузы, не обременённые таковой.

4.jpg

– Однако существует зарубежный опыт, показывающий, что не для всех старых университетов культура оказывается сдерживающим фактором. Некоторым из них, например 400-летнему Университету Утрехта, удалось довольно успешно «пересобраться».

– ТГУ – это университет с богатой 140-летней историей, изначально задуманный как большой социокультурный проект, направленный на втягивание народов и территории Сибири в процесс развития Российской империи. Сегодня ТГУ вступил в новый исторический рубеж, связанный с Четвёртой промышленной революцией и цифровой экономикой. При этом его успехи в трансфере знаний в экономику пока не слишком велики, несмотря на имеющийся мощный исторический капитал, включающий научные школы, культуру и традиции, почти тысячу патентов и прочее. Одна из причин такого отставания – отсутствие до недавнего времени соответствующей цели в стратегии развития вуза и непонимание принципиальной разницы между изобретением и инновацией.

– Вступление ТГУ в Проект 5-100 – это осознанный выбор предельно сложного пути. По сути, это постановка задачи его нелинейного развития и роста. «Дорожная карта» ТГУ рождалась буквально в муках. Тем не менее, промежуточные и итоговые (за 5 лет) результаты участия университета в Проекте 5-100 показали, что он оказался способным преодолеть инерцию «вуза с историей» и набрать крейсерскую скорость в продвижении в мировых рейтингах. Так, например, эксперты QS считают, что ТГУ демонстрирует самую высокую динамику среди вузов за последние 5 лет. Сейчас он занимает 277-ю позицию в топ-300 в рейтинге QS, в поле зрения которого находятся десятки тысяч вузов в мире.

рейтинг QS.jpg

– К рейтингам можно относиться по-разному, но именно с помощью таких «линеек» измеряют сегодня достижения университетов. И более совершенных измерительных инструментов для этого пока не придумали. Рейтинги – это «зеркала», показывающие, с какой скоростью меняются вузы.

– Скорость – это важный показатель трансформации, но не менее важным является и направление движения. Для современных классических университетов – это движение от модели гумбольдтовского университета – к модели университета для инновационной экономики. Возможные последствия такой трансформации являются темой серьезных дискуссий в мировом академическом сообществе (Билл Ридингс, «Университет в руинах»; Терри Иглтон, «Медленная смерть университета»; Йохан Виссема, «Университет третьего поколения»). Всем ещё только предстоит осознать, насколько это объективная тенденция. Подобные дискуссии идут и в отечественном научно-образовательном сообществе.

– Томский государственный университет также находится в процессе активного самоопределения с точки зрения выбора своей модели, более всего соответствующей вызовам эпохи, в целом, и ситуации в российской системе высшего образования, в частности. Вектор самоопределения прокладывается от классического университета, основанного на научно-исследовательском и образовательном процессах к инсталляции в эту базовую модель еще одного процесса – производства инноваций. Без этого третьего процесса невозможно отвечать на самый главный глобальный вызов современности – Четвертую промышленную революцию как массовое внедрение во все сферы экономики и жизни общества киберфизических систем и цифровых технологий.

6.png

– Ряд российских вузов шел по пути радикальных трансформаций (например, отказа от таких классических подструктур, как факультеты и кафедры). ТГУ решил для себя следующее: университет – это сложнейшая система различных элементов и связей между ними, радикальная трансформация которых может привести к непредвиденным негативным результатам. Поэтому более эффективным и менее рискованным для ТГУ должно стать сбалансированное сочетание 3-х типов процессов и технологий: 1) “Run” (базовые, которые успешно работают и которые не нужно ломать); 2) “Change” (более или менее постепенно ведущие к изменениям); 3) “Disrupt” («подрывающие» существующие процессы и технологии в целях созидания абсолютно новых как сущностно иных). Такой подход позволяет каждому вузовскому человеку и коллективу найти своё место в процессе трансформации университета.

– «Догоняющая» стратегия в условиях Четвертой промышленной революции для ТГУ неэффективна. Необходимо осваивать новые исследовательские поля, которые уже так или иначе просматриваются, но где ни у кого пока нет серьёзных наработанных компетенций. Например, те или иные сферы, связанные со «сквозными» технологиями (СТ). В частности, с искусственным интеллектом и «большими данными» (big data). Именно в таком контексте следует рассматривать и возможные долгосрочные «осевые» линии развития инновационной экосистемы региона, обеспечивающие её расширение, а также консолидацию деятельности и ресурсов всех её основных субъектов.

– Вторая цель этой проектно-аналитической сессии – формирование доверия друг к другу для решения задач по горизонтали, а не по вертикали. Сегодня мы находимся лишь в начале этого процесса. По сути, это один из первых, столь масштабных, отечественных опытов совместной работы представителей университетов, бизнеса и власти.

7.jpg

Конечно, если речь идет о регионе, то в такую совместную работу должны включаться все вузы. Попытка подобного диалога уже состоялась в апреле в «Точке кипения» в рамках сессии «Модель пилотного региона Стратегии научно-технического развития России в Томской области». И теперь этот опыт нужно развивать дальше, поскольку именно синергетический эффект взаимодействия всех субъектов и обеспечивает успех региональным инновационным экосистемам. В этом смысле важно, что университеты – это не только места производства научного знания, но и нейтральные платформы для эффективной коммуникации всех субъектов экосистемы: вузовских исследователей, инженеров-инноваторов, венчурных инвесторов, бизнесменов, чиновников, законодателей и других.

Мы уже не первый год уверенно говорим о том, что научно-образовательный комплекс может стать опорным в развитии Томской области. Но теперь нашу веру в это, а также имеющийся исторический опыт и накопленные фундаментальные научные знания, необходимо связать с основными трендами Четвёртой промышленной революции и вызовами, стоящими перед Россией. До сих пор нам было сложно определиться, в каких конкретных приоритетных проектах могут воплотиться наши стремления, и как именно мы должны изменить отношения между университетами и регионом, чтобы экосистема заработала по-настоящему. Отсюда наша июльская сессия была призвана сложить ряд реальных проектов и групп, которые были бы способны в пилотном режиме отработать механизмы процесса формирования инновационной среды в регионе. 

Продолжение следует. 

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский

Возможно, вас заинтересует