Конвергентные лидеры для креативной экономики. Часть 2

Конвергентные лидеры для креативной экономики. Часть 2

По мнению некоторых исследователей, ссылающихся на данные экспертов организации «Международное аналитическое бюро», профессиональный портрет менеджера в условиях креативной экономики характеризуется следующими параметрами:

  • высоким уровнем креативно-интеллектуальной подготовки;

  • аналитическим и прогностическим нестандартным мышлением;

  • умением выявлять суть проблем, не лежащих на поверхности, и адекватно оценивать возможности их разрешения;

  • соответствующим уровнем профессиональной подготовки и достойным высшим образованием;

  • владением современными инструментами и методами управления, включая информационно-коммуникационные и социально-психологические;

  • высокой коммуникабельностью.

10.jpg

Профессиограмма конвергентного лидера, разработанная командой РАНХиГС, на мой взгляд, менее абстрактна и более «позитивна». В ней больше ощущается ориентация на коллектив, который должен вести за собой лидер. О каких конкретных компетенциях и качествах конвергентного лидера в ней идёт речь? Если говорить о собственно управленческих компетенциях, то это: управление ценностями, целями и надеждой (!); приоритет стратегических подходов над тактическими; владение инструментарием управления и администрирования; организация коллективного творчества; делегирование полномочий и ответственности; управление конфликтами и управление «из любой точки». К социальным компетенциям относятся: способность выстраивать диалог и механизмы обратной связи в коллективе, наладить коммуникации внутри компаний и с партнерами; содействие социальному развитию коллектива и каждого сотрудника в отдельности; создание условий для здорового образа жизни и физической активности; высокая степень лояльности к окружающим и адаптивности к окружению. Образовательная программа, реализуемая РАНХиГС, выделяет ещё и ключевые ориентиры конвергентного лидера. Это «деятельная позитивность (вера в лучшее, фокус на достижении лучшего результата)»; «здоровый образ жизни» и «физическая активность (признание ценности физической культуры, умение использовать её инструменты для личностного развития и вдохновения коллектива)».

11.jpg

От себя я бы добавил к перечисленному следующее. Поскольку конвергентный лидер занимается не только процессами конвергенции и дивергенции (см. выше), соответственно, он должен обладать двумя типами мышления, чтобы в нужный момент «включать» каждое из них. На мой взгляд, эти типы мышления, а также способы их развития, очень хорошо (и интересно!) описаны в книге Люка де Брабандера «Забытая сторона перемен. Как творческий подход изменяет реальность». 

Описывая механизм конвергенции-дивергенции, Брабандер особенно подчеркивает, что два этих способа мышления нельзя смешивать:

«Мысль, приведенная к гармонии, сама по себе вредна. Когда мнения совпадают, когда взгляды похожи один на другой, когда различия стираются, когда стандарты унифицируются, а единообразие становится стандартом, изредка случающиеся столкновения идей дают очень мало света. Как и электричество, творческий потенциал есть функция разницы, которая должна поддерживаться между двумя типами мышления: тем, что позволяет изобретать, и тем, что дает возможность оценивать и выносить суждения. Так что дело в освоении потенциала мышления, которое управляет всеми «за» и, намного позднее, «против», задавая ритм дивергенции и конвергенции, чередуя количество и качество. Изобретательство и критический подход – две разные функции, которые нельзя осуществлять одновременно, даже если время на исходе. Управление полным циклом мышления (…) – задача более сложная, чем те, что привыкли решать лидеры в области политики, бизнеса и профсоюзов. Избыток конвергентного мышления может привести к катастрофе, но то же самое произойдет, если переборщить с дивергентным».

13.jpgКому-то (хотя это происходит достаточно редко) оба этих типа мышления даны от рождения. Но даже в этом случае ими нужно уметь пользоваться. В качестве примера такого природного дара и сознательного решения научиться его эффективно применять, наверное, можно привести «кейс Цискаридзе». Николай Цискаридзе – известнейший во всём мире гениальный танцор классического балета, народный артист РФ, более 20 лет служивший премьером в Большом театре.

Огромный талант, творческий подход ко всему, широчайшая начитанность, трепетное отношение к искусству, с одной стороны, плюс рациональное критичное мышление и самодисциплина, с другой, – отличительные черты этого выдающегося человека. В 39 лет, предвидя скорый уход со сцены (у балетных артистов выход на пенсию происходит рано), он пошел учиться в магистратуру Московской государственной юридической академии и окончил её с красным дипломом. Почти одновременно с этим ему предложили возглавить Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге – старейшее образовательное учреждение России, основанное ещё в 1738 году. Как говорится, из артистов попал сразу в чиновники. По разным причинам коллектив академии был категорически против его назначения и поначалу буквально «восстал». Но уже через год этот же коллектив по результатам тайного голосования (227 голосов против 17) избрал его ректором академии. И это несмотря на то, что, как и все по-настоящему творческие люди, Николай Цискаридзе обладает очень непростым характером. Чем объяснить такое управленческое «чудо»? Только тем, что коллектив почувствовал в этом человеке настоящего руководителя, способного вести за собой в сложную эпоху перемен. Руководителя, умеющего соединять несоединимое и разделять неразделимое, то есть конвергентного лидера, обладающего двумя различными типами мышления – конвергентным и дивергентным. Когда внимательно слушаешь ответы Цискаридзе на вопросы о том, как ему удалось сплотить коллектив академии и получить от него «верительную грамоту», то сразу понимаешь, в каких случаях ему приходилось сближать и соединять, а в каких – отдалять и разъединять.

14.jpg

Но, как я уже говорил, такой дар – «двойное мышление» – люди получают от природы редко. Чаще всего он нарабатывается, если они ставят перед собой такую цель. Именно поэтому главным входным условием для будущих слушателей программы «Конвергентное лидерство» в РАНХиГС является не наличие каких-то особенных природных способностей и талантов, но желание преображать мир к лучшему и готовность работать над собой. Кто же входит в целевую аудиторию этой программы? Управленцы с опытом и без такового, участники кадрового резерва крупных компаний, государственных и муниципальных органов власти, организаций некоммерческого сектора; руководители государственных, корпоративных, социальных и других проектов разного уровня. По большому же счету приобщиться к программе могут все, кому это интересно, т.к. многие лекции-диалоги, составляющие основу образовательного процесса, транслируются в интернете и загружаются на канал YouTube. Главной особенностью этих открытых лекций является их ориентация на передачу реального личного управленческого опыта.

15.jpg

Кто их проводит? По словам профессора Вениамина Каганова, в программе «Конвергентное лидерство» собрались в качестве экспертов и приглашенных звёзд «выдающиеся люди, представляющие самые разные сферы и отрасли»: известные деятели спорта, культуры, науки, образования; руководители бизнес-компаний и государственных структур и учреждений. Они отличаются по многим параметрам – возрасту, опыту, набору уникальных личностных характеристик, количеству подчиненных им сотрудников и т.д. Но у них есть и общее. Это способность «совершать практически невозможное, создавать новые эффективные проекты и структуры, которые формируют принципиально новое качество, выводят на совершенно новые результаты, значение которых выходит далеко за рамки конкретного дела, бизнеса или отрасли». Экспертами, тренерами, наставниками, навигаторами и консультантами программы являются:

  • Алексей Немов, «Лучший спортсмен планеты» и обладатель «спортивного Оскара» World Sports Awards, главный редактор журнала «Большой спорт»; 

  • Сергей Шляпников, главный тренер мужской сборной России по волейболу; 

  • Алексей Сорокин, генеральный директор Организационного комитета по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу «Россия-2018»; 

  • Михаил Швыдкой, художественный руководитель Московского театра мюзикла, научный руководитель факультета Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ; 

  • Игорь Крутой, композитор, певец, народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, владелец продюсерской фирмы «АРС», телеканала Муз-ТВ, музыкальный продюсер «Фабрики звёзд – 4»; 

  • Николай Цискаридзе, народный артист России, ректор Академии балета имени Вагановой; 

  • Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина; 

  • Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации; 

  • Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково»; 

  • Михаил Киселев, командир Центрального штаба Российских студенческих отрядов; 

  • Павел Попов, первый заместитель генерального директора ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация»; 

  • Анатолий Сотников, Генеральный директор ОАО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области»; 

  • Андрей Никитин, губернатор Новгородской области. 

Каждому из этих людей есть чем поделиться со слушателями программы, «желающими преобразить мир к лучшему и готовыми работать над собой». Недавно и я имел честь быть приглашенным экспертом в эту программу. Темой моего выступления стало «Лидерство в системе образования». В процессе него я в очередной раз убедился, как важно выходить за границы собственного управленческого опыта, чтобы посмотреть на него как бы «со стороны», глазами других людей, также имеющих опыт управления коллективами и проектами. 

16.png

По реакции присутствующих и их вопросам было понятно, ЧТО из услышанного они готовы уже сейчас попробовать сделать в своих коллективах, а что они ещё не совсем отрефлексировали и приняли в виду отсутствия ситуаций в их практике, требующих подобных решений. Но на то и программа, чтобы вооружить её слушателей «про запас». Мне же, в свою очередь, были интересны оценки и мнения по поводу преобразований в нашем университете, которые мы совершили вместе с вами. Это был действительно полезный опыт, за который я благодарен руководителям программы «Конвергентное лидерство». Думаю, что подобные программы для студентов и сотрудников нужно создавать и в Томском государственном университете, приглашая в них в качестве экспертов, тренеров и навигаторов – конвергентных лидеров из разных профессиональных сфер. Но нужно создавать подобные программы и в масштабе сибирского макрорегиона как пространства будущих метрополий. Я глубоко убежден, что все национальные приоритеты по повышению качества жизни российских граждан и росту их благосостояния в целом достижимы только через подготовку руководителей нового типа, запрос на которых активно формируется. Должны быть люди, которые способны держать всю глубину и все контексты национальных проектов, а не только ориентироваться на их формальные показатели. И здесь открывается огромное поле для дальнейшего сотрудничества ТГУ и РАНХиГС по разработке программ подготовки новых лидеров. Креативная экономика нужна всем!

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский  

Для тех, кто заинтересовался темой:

  • Джон Хоукинс. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. – Изд-во «Классика- XXI», 2013.

  • Ричард Флорида. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. – Изд-во «Миф», 2016.

  • Ричард Флорида. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства. – Изд-во «Strelka Press», 2014.

  • Люк де Брабандер. Забытая сторона перемен. Как творческий подход изменяет реальность. – Изд-во Pretext, 2006.

  • Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик / Бюллетень о сфере образования. – Аналитический центр при правительстве РФ. – 2017, № 13.

Возможно, вас заинтересует