Хочу рассказать о недавней поездке в Лондон и Цюрих. В Лондоне мы работали четыре дня. Туда мы приехали командой, в которую, кроме меня, входили проректоры по учебной работе и международным связям Виктор Дёмин и Артём Рыкун, а также заместитель проректора по научной работе Юрий Кистенев. Благодаря тому, что где-то мы были вместе, а где-то по отдельности, нам удалось за короткое время посетить несколько высших учебных заведений британской столицы. Лично у меня состоялись встречи в Голдсмитс колледже (Goldsmith College) Университета Лондона и Королевском колледже (King’s College), а также в Музее науки и техники Лондона.
Сначала о Голдсмитс колледже, который является почти ровесником нашего университета. Считается, что он был основан в 1891 году, а в 1904 он вошел в состав Лондонского университета. Десять лет назад в результате ребрендинга из его полного официального названия было убрано слово «колледж», поэтому теперь он называется просто «Голдсмитс, Университет Лондона». Правда, об этом знают немногие, и большинство называет его по-старому. В данном случае традиции оказались сильнее ребрендинга.
Несмотря на то, что Голдсмитс колледж особенно славится такими направлениями, как искусство, медиа и социальные науки, здесь работают и очень сильные специалисты в области психологии. С ними у нас налажены крепкие связи в рамках мега-проекта, который выиграли наши психологи несколько лет назад. В результате этого в Томском госуниверситете создана Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики под руководством доктора Юлии Ковас – директора международной лаборатории междисциплинарных инновационных исследований индивидуальных различий в обучении Голдсмитс колледжа. На этот раз наше посещение Голдсмитса также оказалось очень продуктивным, поскольку удалось подписать документы о дальнейшем сотрудничестве. Мы договорились о расширении взаимодействия и в рамках других проектов. Например, таких, как создание международной энциклопедии раннего развития детей и двойных магистерских программ в области современного искусства и новых медиа.
Большое впечатление произвел и Королевский колледж (King’s College) – еще одно очень известное британское высшее учебное заведение, являющееся вторым по величине в Лондонском университете. Его 60 отделений предлагают более 200 образовательных программ. Королевский колледж Лондона признан одним из лучших университетов мира в области образования и научно-исследовательской деятельности. В рейтинге за 2013/14 учебный год он занимал 6-ое место в Великобритании и 19-ое место в мире. Королевский колледж традиционно силен своими фундаментальными научными направлениями, в том числе и в области наук о человеке.
Когда-то к колледжу была присоединена лондонская психиатрическая больница, на базе которой позже возник Институт психиатрии, психологии и нейронаук. Сегодня это мировой лидер в сфере психического здоровья и психического развития. В Институте психиатрии мы провели целый день, встречаясь с нашими партнерами по мегагранту. Здесь работает профессор Роберт Пломин (Robert Plomin), вошедший в ТОП-100 выдающихся ученых в области когнитивных исследований. Сегодня он возглавляет один из исследовательских центров Института психиатрии. В его Центре мы довольно подробно познакомились с новыми для нас принципами организации исследований, а также «близнецовым» проектом, реализуемым под руководством Роберта Пломина.
В своё время правительство Великобритании поддержало его инициативу по изучению всех близнецов, родившихся в Англии и Уэльсе в 1994-96 годах. Их всех взяли на учет, заключив соответствующие соглашения с родителями. И вот все эти годы постоянно ведется наблюдение не только за проявлением их генетических особенностей, но и когнитивных, включая способности к обучению. Изучается влияние на них средовых факторов. В последнее время близнецовые реестры стали создаваться во всем мире. Это уникальные исследовательские данные, позволяющие делать соответствующие выводы о влиянии различных факторов на идентичную генетику. Благодаря таким партнерам, как Роберт Пломин, мы сразу оказываемся на переднем крае науки.
Посещая британские университеты и беседуя с руководителями направлений, я понял, что ярчайшей тенденцией мировой науки сегодня является её ориентация на междисциплинарные и трансдисциплинарные исследовательские проекты. С одной стороны, об этом явлении мы уже давно наслышаны. С другой, оно пока так и не стало трендом для нашей отечественной науки и образования. Чрезвычайно трудно представить в каком-либо российском университете наличие такой междисциплинарной магистерской программы, как, например, «Музыка и мозг». А для Голдсмитса – это нормальное дело. И попасть на эту программу хотят многие. Она интересна не только для психологов и психиатров, но и для кино- и театральных режиссеров и звукорежиссеров, представляющих сферу культуры и желающих знать больше о воздействии музыки на человека.
Я был поражен, насколько серьезно в Великобритании относятся к формированию самого "духа междисциплинарности". Например, Роберт Пломин еще 15 лет назад начал проводить соответствующую реорганизацию своего Центра. Он разделил всё пространство таким образом, чтобы оно способствовало генерированию идей, неограниченных рамками какой-либо одной предметно-научной сферы. Людям не позволяют организовывать свои рабочие места в кабинетах по дисциплинарному принципу. Иначе говоря, представители одной и той же научной дисциплины не могут постоянно находиться в одном и том же помещении. Их всех рассаживают по разным офисам и лабораториям, чтобы они там тусовались с другими предметниками (т.е. принцип "все члены кафедры в одном месте" категорически отменен).
Если профессор набирает исследовательскую группу из магистров и будущих PhD, то её члены не должны общаться только друг с другом. Они должны обязательно взаимодействовать и с членами других исследовательских групп. В целях поддержания "духа междисциплинарности" даже запрещено пить кофе на рабочих местах. Кофе-брейки организуются только в специальных коворкинговых зонах, чтобы за этим приятным занятием всем вместе обсуждать междисциплинарные проблемы и т.п. (пить кофе в этих местах можно в любое время). Благодаря политике постоянного изменения конфигураций рабочих мест и общих креативных «тусовок», здесь постоянно рождаются идеи новых междисциплинарных проектов. Этот вдохновляющий пример говорит о том, что от перемены мест слагаемых сумма может меняться!
В подтверждение этого «парадокса» Роберт Пломин показывал нам диаграмму, отражающую ситуацию с научными публикациями в его Институте психиатрии. Она очень наглядно демонстрировала рост именно междисциплинарных исследований. Генетики общаются с психиатрами, психологами, специалистами по образованию, биологами, нейрофизиологами, математиками, чтобы совместными усилиями решать сложнейшие проблемы.
Конечно, за пару лет таких успехов не достичь, но я уверен, что в нашем университете потенциал междисциплинарности огромен. Однако он слишком долго находится в латентном состоянии. Запуская конкурсы научного фонда ТГУ, особое внимание мы будем уделять именно междисциплинарным исследовательским проектам и отдавать им приоритет. Если наши гуманитарии не сориентируются на союз с другими науками – естественными, точными, социальными, то они могут лишиться важных для себя перспектив. Ведь средствами нескольких наук совместно можно изучать более сложные объекты и закономерности. По-другому сегодня жить нельзя.
…Кроме двух колледжей, в Лондоне я посетил еще и Музей науки и техники. Как уже многие знают, в Томске тоже будет создаваться музей такого же направления, а ТГУ разрабатывает его концепцию. После экскурсии мы пригласили сотрудников музея приехать в Томск, чтобы поделиться опытом, который они приобрели во время участия в интереснейших проектах различных музеев мира. И они дали своё согласие.
Поездка в Цюрих также сложилась удачно, хотя она и была очень короткой – всего один день. Её целью было посещение Института Пауля Шеррера (PSI). Это крупнейший научно-образовательный центр, специализирующийся на исследованиях в области ядерной физики. Сюда же подъехали еще несколько сотрудников ТГУ, включая проректора по науке Ивана Ивонина и директора НОЦ ФЭСП ТГУ, профессора Олега Толбанова. Этот визит готовился несколько лет. Просто так «с улицы» сюда попасть невозможно. На презентации ТГУ присутствовало всё основное руководство PSI. Удалось достичь договоренностей, о которых мы давно мечтали. Но более подробно об этом я расскажу позже, когда будут соблюдены все необходимые формальности. Как говорится, чтобы не сглазить.
Ключевые выводы по итогам посещения Лондона и Цюриха: основные тренды здесь – это междисциплинарность, четкая ориентация на результат, востребованность и коммерциализация научных разработок. Всё-таки логика прагматизации берет верх даже в тех университетах, которые всегда славились, прежде всего, своими достижениями в фундаментальных науках. Теперь и они стараются выстроить вокруг себя пояс из стартапов, способных превращаться в высокотехнологичные производства, лидирующие в своих сферах. Эта модель, к которой должны стремиться и мы. Мы уже многое сделали в этом направлении, но предстоит сделать намного больше.
В конце хочу отметить еще один очень важный момент. Британские и швейцарские коллеги очень деликатно относятся к современной политической ситуации. Сами о политике разговоров не начинают, но когда говоришь им о том, что наука и образование должны быть «над» политикой, сразу оживляются и поддерживают именно такую постановку вопроса. Как оказалось, нам тоже есть что предложить нашим сегодняшним и будущим зарубежным партнерам. Поэтому они искренне демонстрировали готовность к взаимовыгодному сотрудничеству, и это дает надежду на будущее.