Top.Mail.Ru

Участники акселератора узнали, как создавать команды стартапа и управлять ими

Представители индустриального партнера акселератора – ГК ПАО «Элемент» – выступили перед командами акселерационной программы ТГУ. Руководитель образовательных проектов холдинга Александр Захаров познакомил участников с особенностями команд технологических стартапов. А технический директор АО «Нанотроника» (входит в ГК ПАО «Элемент») Денис Веселов представил обзор рынка микроэлектроники, рассказав также о задачах и вызовах компании.

– Сотрудничество вуза с нашей компанией очень важно не только потому, что мы хотели бы видеть у нас выпускников ТГУ. Компания растет и развивается, а в университете очень много направлений связаны и с технологическими разработками, и с научными исследованиями, поэтому взаимодействие с вузом – очень важное для нас перспективное сотрудничество, – отметил в начале своей лекции Александр Захаров.

101__.jpeg
Руководитель образовательных проектов холдинга ГК ПАО «Элемент» Александр Захаров

Переходя к основной теме – особенностям формирования команд для реализации стартапов, Александр Захаров привел цитату американского предпринимателя, венчурного капиталиста и писателя Рида Хоффмана: «Каким бы гениальным разумом и стратегией вы ни обладали, играя в одиночку, вы всегда проиграете команде».

Поэтому начинающим предпринимателям так важно собрать хорошую команду – тогда есть шанс уже в университете создать свой стартап и начать зарабатывать. Один из советов: не бояться формировать команды с нуля. Зато следует избегать распространенной ошибки.

– Зачастую команды выстраиваются по какому-то рандомному принципу, и в них попадают не те, кто отвечает за свой определенный функционал. В итоге получается классная команда, с которой весело и интересно, но продукт они не создадут, – пояснил Александр Захаров.

102.jpeg
Команда проекта. Из презентации А.Захарова

Прежде чем формировать команду, нужно понять, зачем людям вообще заходить в нее. Ведь каждый из них, в первую очередь, – индивид со своими целями, задачами, желаниями. На следующем этапе вхождения в команду из этих личностей образуется коллектив, но объединяет их все еще только пространство, в котором они находятся, единой цели нет. Затем в коллективе люди начинают объединяться в группы – вот у них уже есть общая цель, хотя и не всегда она совпадает с личной целью.

Как же сделать так, чтобы группа пришла к желаемому результату? Это может произойти на следующих двух уровнях: компания и команда. В первом случае люди объединены не только единой цель, но и процессом, вовлеченностью в ту деятельность, которую компания ведет. Команда же, в отличие от компании, нацелена не на процесс, а на результат. Достигнув его, команда будет ожидать новых амбициозных задач, а при их отсутствии и упоре на процесс распадется, в этом кроется главная опасность управления командой.

– Если мы говорим о стартапах, нам нужна именно команда. Поэтому важно упор делать на результатах, а не на процессах. Процессы можно будет выстраивать потом, когда появятся продукт, его продажи. И еще важно запомнить: когда вы формируете команду, нужно, чтобы ее члены были замотивированы, а значит – нужно понимать. с чем они к вам пришли, с каким личным запросом. Многие забывают об этом спрашивать и говорят только о функциональных обязанностях, а не о том, какая мотивация у человека была прийти в команду, – отметил Захаров.

В литературе описаны несколько моделей управления технологическими стартапами, которые обеспечивают успешность бизнеса. Например, в одну из наиболее распространенных в последнее время моделей должны быть встроены люди с разными моделями поведения – хипстер, хастлер и хакер.

103.jpeg
Человек-ресурсы

104.jpeg
Человек-процессы

105.jpeg
Человек-продукт

В свою очередь, писатель и бизнес-консультант Ицхак Адизес тоже выявил управленческую модель команды – с описанием ролей и функций, которые должны выполнять ее члены. Есть своя модель и у доктора психологических наук и директора Belbin Associates Ltd Реймонда Белбина – он уделяет в ней внимание интеллектуальным, социальным ролям участников команды и ролям действия. Если все девять ролей кто-то в команде исполняет, такая модель становится наиболее эффективной. Но даже если задействованных ролей всего три, как в модели «хипстер, хастлер и хакер», при запуске стартапа вероятность его успеха возрастает примерно на 50%.

Естественно, в команде не обойтись без руководителя. Вот к каким функциям он должен быть готов.

106.jpeg
Руководитель команды

– У нас в России часто бывает такое отношение к новым руководителям: а ты пороху-то нюхал, на земле работал, что ты вообще можешь? Конечно, немаловажно, чтобы у руководителя был опыт в отрасли или в процессе, которым он занимается, чтобы он понимал его суть. Но хороший управленец на самом деле занимается управлением процессами, а не продуктом, не технологиями и прочим. Представьте, что вы король на шахматной доске. Насколько легко вам будет управлять процессами, когда вы все время внутри них и половины не видите? Задача руководителя – всегда быть немного в мета-позиции, – подчеркнул Александр Захаров.

Также участники акселератора узнали из лекции о пяти видах мотивации для разных сотрудников и многом другом. В записи это выступление можно посмотреть по ссылке.

 

107.jpeg
Мотивация команды

Отдельно участникам акселератора рассказали о тенденциях на рынке «Новые устройства и материалы», как компания «Нанотроника» отслеживает тренды, как меняется в зависимости от запросов рынка, что помогает ей идти к целям и какие сильные продукты у компании.

– Еще 2,5 года назад произошли некие сложности с обслуживанием и некоторыми комплектующими для оборудования на российских заводах и других организациях, входящих в структуру ГК «Элемент». Встала задача обеспечить свое производство оборудованием, комплектующими и сервисом этого оборудования. Параллельно в РФ запускалась программа развития электронного машиностроения. В лице «Нанотроники» ГК «Элемент» начала участвовать в этой программе, – рассказал технический директор «Нанотроники» Денис Веселов.

Основа для достижения таких целей – подготовка кадров, сейчас их для электронного машиностроения практически не готовят. Впрочем, такая подготовка есть в смежных направлениях, но выпускникам потом приходится переучиваться, что неэффективно. Поэтому сейчас стоит задача в сфере образования сформировать новое, отдельное направление. Это станет серьезным толчком для развития всего сегмента электронного машиностроения.

108.jpeg
Компания «Нанотроника»

Между тем, добавил Денис Веселов, за восемь месяцев существования «Нанотроника» смогла собрать более 30 специалистов, которые не только имеют образование в данной отрасли, многие из них еще и работали на ведущих мировых производствах компонентов и занимались поставками.

Динамика рынка электронного машиностроения растет как в России, так и в мире в целом. В случае господдержки даже объемов внутреннего рынка отечественным электронным машиностроителям будет вполне достаточно для развития и получения прибыли. А есть еще и внешние рынки, которые сейчас не охвачены: мало какая страна в мире может позволить себе вложить средства в эту сферу и уж тем более выстроить полную технологическую цепочку. Так, тот же Китай уже сейчас закупает некоторые российские компоненты.

– Задачи стоят очень амбициозные – нам необходимо заместить всю силовую электронику в РФ, что на порядок увеличит объемы производства, – подытожил Денис Веселов.

Просмотреть его выступление также можно в записи.

 

Напомним, Томский государственный университет уже третий год подряд получает грантовую поддержку для проведения акселераторов. Акселерационная программа состоит из двух треков – «Новые устройства и материалы» и «Агробиотехнологии». Конкурсный отбор среди вузов проводила АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» совместно с Минобрнауки России.