Участникам акселератора ТГУ, рассказали, как избежать штрафов от ФАС

Доцент кафедры гражданского права Юридического института ТГУ Алексей Чурилов рассказал участникам акселератора о тонкостях инвестиций стартап-проектов, конкуренции, рекламы и использования персональных данных. Это экспертное выступление завершило серию лекций на правовую тематику для команд третьей волны акселерационной программы. Ранее они узнали о правовых формах создания и регистрации стартапов и о том, как охранять результаты интеллектуальной собственности.

Объясняя основные понятия инвестиционного права, Алексей Чурилов подчеркнул: инвестиции – это вложения, и не стоит их рассматривать только как денежные средства. Это может быть все, что потенциально принесет прибыль или иную пользу инвестору – начиная от результатов интеллектуальной деятельности и заканчивая разного рода имуществом или имущественными правами. Чаще всего инвестиции поступают в компании с уже наработанным опытом на рынке, т.к. от таких вложений прибыль будет более гарантированной. Впрочем, для стартапов вполне подходит такой инструмент инвестирования, как целевое финансирование. Но и в этом случае всегда надо внимательно изучать условия получения денег – даже в грантовых конкурсах есть определенные требования.

2023-12-08 at 14.15.13.jpeg
Из презентации эксперта

Более подробно Алексей Чурилов остановился на теме конкуренции на рынках стартапов и на конкретных примерах пояснил, как лучше себя не вести.

Одно из основных понятий конкурентного права – недобросовестная конкуренция. Она подразумевает любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и при этом противоречат ряду требований и правил. Это может быть нарушение законодательства Российской Федерации, обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости. Если такие действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации, это будет расценено как недобросовестная конкуренция.

Одна из форм недобросовестной конкуренции – дискредитация. Законодатель запрещает распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

Так, не допускается распространять дискредитирующие сведения о:

1) Качестве и потребительских свойствах товара, предлагаемого к продаже конкурентом; назначении такого товара, способах и условиях его изготовления или применения; результатах, ожидаемых от использования такого товара; его пригодности для определенных целей.

2) Количестве товара, предлагаемого к продаже конкурентом; наличии такого товара на рынке; возможности его приобретения на определенных условиях; фактическом размере спроса на такой товар.

3) Условиях, на которых конкурент предлагает к продаже товар, в частности о цене товара.

Если вдаваться в нюансы, это далеко не полный список того, за что Федеральная антимонопольная служба может привлечь к ответственности, добавил Алексей Чурилов. К примеру, однажды ФАС привлекла организацию за распространение неточных сведений.

– Начался конкурс на строительство некоего объекта. Один из участников разослал всем письмо, где сказал, что ни один из объектов его конкурента до сих пор не прошел строительную экспертизу для приемки в эксплуатацию. Соответственно, его объекты не сданы. Самое интересное, что он сказал правду. Но его привлекли к ответственности, т.к. виновник умолчал, что объекты не прошли экспертизу не потому, что плохо построены, а потому что экспертиза будет через два месяца. Получилось, что он распространил неточные сведения, – привел пример Алексей Чурилов.

Недобросовестной конкуренция будет признано и введение в заблуждение.

– От дискредитации оно отличается тем, что дискредитируем мы кого-то другого, а в заблуждение вводим относительно своего товара. К примеру, если кто-то начнет лепить на свои товары изображения российского триколора, а товар этот «мэйд ин чайна», его привлекут к ответственности. – за то, что вводит в заблуждение о месте производства товара, пусть и не прямо, а косвенно, – пояснил Алексей Чурилов.

22 2023-12-08 at 14.15.16.jpeg
Из презентации эксперта

Некорректное сравнение – это тоже форма недобросовестной конкуренции. Так, законодательство запрещает сравнения с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта.

Такие сравнения допустимы лишь с указанием конкретных характеристик или параметров, по которым сравнение проводится. В этом случае они обязательно должны иметь объективное подтверждение, которое можно проверить. Даже если оба таких условия соблюдены, но утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными, ФАС признает это за некорректное сравнение.

– Как-то раз ФАС привлекла к ответственности за чистящее средство, которое «пенится лучше всех». Закономерный вопрос: как определили уровень его пенистости? Некорректное сравнение ранее было довольно частым явлением на рынке, – рассказал Алексей Чурилов. – ФАС начала очень активно за это штрафовать. С тех пор рекламодатели стараются по максимуму себя обезопасить. Вы наверняка видели, как в рекламе рядом со словами «№1 в России» стоит «*» и говорится «по версии такого-то журнала, соцопросов, проведенных такой-то организацией» и т.д.

Запрещаются также сравнения с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанные исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащие негативную оценку деятельности конкурента и (или) его товара. К примеру, нарушением будет рекламировать товар с характеристикой «зеленее», «махровее» и пр.

О рекламе и том, как лучше ее НЕ распространять, эксперт акселератора тоже рассказал с реальными примерами.

Согласно Закону о рекламе, она должна быть добросовестной и достоверной, иначе попадает под запрет.

33 2023-12-08 at 14.15.17.jpeg
Из презентации эксперта

Реклама – это «мемное» явление, отметил Алексей Чурилов, поскольку случаев забавной рекламы огромное количество. Правда, далеко не все они «безобидны» и могут быть опубликованы на «серьезных» сайтах, в том числе университетских. В связи с этим подборку таких примеров, за которые ФАС штрафовала организации, эксперт проделал с особой осторожностью.

44 2023-12-08 at 14.15.17 (1).jpeg
Примеры некорректной рекламы. Из презентации эксперта

Игру букв в рекламе стоматологической клиники ФАС не оценила, точнее, оценила в определенную сумму штрафа. Причина: существует запрет на рекламу, в которой скрывается часть существенной информации о товаре, если при этом искажается смысл информации и реклама вводит потребителей в заблуждение.

– На рекламу строительной компании подали жалобу за то, что она якобы может нанести психологическую травму детям. Не помню, чем это дело закончилось, но ФАС реально его рассматривала, так что привлекать внимание этой службы лишний раз ни к чему. А плакат с красноармейцем якутское УФАС обязало убрать, т.к. посчитало, что эта реклама является недобросовестной, поскольку оскорбляет образ солдата, защищавшего Родину, что недопустимо по Закону о рекламе, – привел факты Алексей Чурилов.

Подробнее обо всех этих темах, а также о работе с персональными данными как залоге отсутствия штрафов участники акселератора могут узнать, посмотрев запись экспертного выступления Алексея Чурилова. В записи для них доступны и другие мероприятия акселерационной программы, а все анонсы предстоящих событий размещаются в телеграм-канале третьего потока акселератора.

Напомним, акселерационная программа ТГУ реализуется в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Он направлен на развитие технологического предпринимательства в России и ориентирован на студентов, вузовское сообщество и инвесторов.