Проекты студентов на тренинге ТехПред: «рай» для кур и карта-навигатор

На минувшей неделе в томских вузах прошли тренинги предпринимательских компетенций. В Томском государственном университете это был «Бизнес-интенсив ТехПред». В ходе тренинга студенческие команды за шесть часов с нуля превратили свои идеи в бизнес-продукты с обоснованной моделью монетизации и презентацией. Оценивали результаты сами участники – так определились команды-победители.

«Бизнес-интенсив ТехПред» учит из любой идеи, в том числе научной, создавать жизнеспособный технологический бизнес-продукт за шесть шагов. Для этого не обязательно учиться по специальности технологического профиля. Так, на «ТехПред» пришли, помимо физиков, математиков и химиков, студенты факультета инновационных технологий, журналисты, политологи, историки – более 130 человек.

Придумывая идею продукта, студенты изначально могут даже не представлять, над чем будут работать. На этом этапе ведущий тренинга показывает им технологию поиска идеи и учит компилировать знания и навыки, которые они получают по своей специальности, с технологиями, которые будут востребованы в ближайшие 25 лет и в которые потребители будут вкладывать деньги. Это, к примеру, ИИ, роботы, дополненная и виртуальная реальность, биоинженерные технологии.

Далее студенты объединяются в группы и сразу учатся создавать из сообщества людей, просто сидящих за одним столом, быстродействующую команду, которая может правильно распределить функции и воплотить свою идею в жизнь.

– После этого мы дорабатываем идею в бизнес-части, маркетинговой части и составляем бизнес-модель. Подробно исследуем с ребятами, кто потребитель этой идеи, чьи проблемы решает данный продукт, какую ценность он дает и как этой ценности добиться. Иначе невозможно создать нечто полезное и уникальное – получится «вокруг да около», и вряд ли кто этим воспользуется. Смотрим потенциал рынка, изучаем конкурентов и маркетинг с точки зрения продвижения через те или иные каналы, – рассказывает стратегический коуч, трекер стартап-команд, эксперт по эффективности бизнеса Алена Гузеева.

На следующем этапе команды продумывают первую версию своего продукта – описывают, как он может выглядеть, чтобы быть жизнеспособным, то есть продаваться.

– У предпринимателя на все это уходит до полутора лет, а мы с ребятами делаем это за шесть часов. Потому что применяем методологию, где четко показываем шаги, которые могут привести к конечной цели коротко и быстро. И продукты получаются качественными, – отмечает Алена Гузеева.

Проделав такую работу, студенты оформляют ее результаты в презентацию, причем, по той самой форме, в которой проекты показывают на инвестиционных комитетах, грантовых конкурсах и пр. Соответственно, в такой презентации есть все необходимое, чтобы одновременно кратко и в меру глубоко представить свой продукт.

– Мы рассказываем ребятам не только о том, как составить хорошую презентацию, но и как правильно выступить с ней: что и как говорить, каким голосом, какими фразами, чтобы привлечь внимание к определенным фокусам презентации. Могу сказать, что ребята в ТГУ умудрялись показать такой уровень проработки продукта, который не всегда встретишь даже после акселераторов, где над проектом работают по два месяца. И все это студенты, кто в акселераторах еще не участвовал. Очень хотелось бы видеть их там в этом году, – подчеркивает Алена Гузеева.

Победителя на каждом тренинге студенты выбирают сами по определенным критериям – слушают питчи всех команд и в листах с критериями проставляют оценки.

В первый день такого тренинга в ТГУ лучшей стала команда факультет инновационных технологий «Передовики», представившая проект куриной фермы со слоганом «Все курицы попадают в рай». Для домашних птиц там продуманы действительно райские условия – чтобы повышать яйценоскость кур, содержащихся в малых фермерских хозяйствах, то есть на ограниченной территории.

– Оказалось, что яйценоскость зависит от количества шагов, проделанных курицей, – шагомер нужен не только людям. Оснащение этой фермы также предусматривает автоматическую подачу воды и зерна, исследование здоровья птиц, специальные дорожки для прогулок, которые будут автоматически очищаться, анализ поголовья в режиме онлайн с помощью технического зрения, автоматический подсчет снесенных яиц, встроенный инкубатор и прочее – то есть, в проекте задействованы роботы и искусственный интеллект, – рассказывает Алена Гузеева.

тренинги ИЭМ ТГУ _команда 1.jpeg
Участники команды «Передовики» ФИТ ТГУ

– На тренинге нам рассказали почему технологический стартап перспективней традиционного бизнеса, как эффективно генерировать идеи для стартапа и как правильно оценить его. Конструктивное мнение тренера очень помогало улучшать и дополнять идею. Нам рассказали, как правильно протестировать ее в условиях ограниченности ресурсов, сделать идею более лаконичной, эффективной и рентабельной, – комментирует участник команды «Передовики» Оомат Алимбеков.

Команда – победитель второго дня представила проект Always-in-Touch – это беспроводные наушники с функцией синхронного перевода, использующие технологию искусственного интеллекта.

– Мы предлагаем иностранным студентам эффективное и доступное решение проблем с коммуникацией, возникающих из-за языкового барьера. На тренинге понравились и его организация, и сам процесс. Мы неплохо прокачали софт-скиллы и работу в сжатые сроки, – рассказывает студентка второго курса Высшей школы журналистики Полина Филатова.

тренинги ИЭМ ТГУ _команда 2-2.jpeg
Авторы проекта Always-in-Touch на тренинге в ИЭМ ТГУ

Отчасти схожий проект – карта-навигатор для путешественников, встроенный в очки, который показывает дорогу и сразу же переводит надписи на вывесках. Особенно он пригодится в арабских и азиатских странах, где не используется латинский алфавит и над переводом приходится потрудиться.

– Были очень интересные проекты, связанные с психологией, – добавляет Алена Гузеева. – Один из них посвящен исследованию психологического состояния респондента и подбора для него индивидуального курса психологических упражнений для снятия стресса. Целевая аудитория – менеджеры, часто испытывающие стресс. Этот проект был настолько качественно представлен, что ребята умудрились даже создать тест для оценки психологического состояния слушателей из других команд и создали для него QR-код. Слушатели прошли тест, и в конце трехминутной презентации уже были готовы его итоги.

В проекте, связанным с медициной, команда девушек придумала прибор домашнего УЗИ для беременных, который передает показания врачу. Такие приборы необходимы женщинам с риском для беременности, находящимся в удаленных населенных пунктах, дальше чем 30 км от ближайшего ФАПа. Причем, прибор будет передавать информацию даже не в ФАП, а квалифицированному гинекологу, который находится в райцентре или далеком городе. В том числе так в стране можно повысить рождаемость и улучшить демографические показатели.

В оба дня тренингов два команды создали похожие проекты для виртуального дизайна и ремонта, но на выходе – все-таки с разными продуктами. Из виртуальной или дополненной реальности в программе можно самому посмотреть, как тот или иной предмет мебели будет смотреться в конкретном интерьере, «поиграть» с цветами, формой и выбрать то, что точно подойдет.

Студенты работали и над беспилотниками, и над мобильной мультиваркой для дальнобойщиков, в которой можно во время поездки приготовить или подогреть еду, и прочими интересными и перспективными идеями.

– Какие-то из них повторялись с тем, что придумывают ребята в других вузах. Этого не надо бояться, потому что хорошие идеи очевидны и кто-нибудь да захочет их повторить. Но даже два одинаковых проекта можно развить по-разному. Так что все бизнес-продукты получились разные, и все уникальные, – резюмирует Алена Гузеева.

Напомним, Центр предпринимательства Томского госуниверситета третий год подряд становится тренинговой площадкой в Сибирском федеральном округе в рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Он создан для раскрытия предпринимательского потенциала и подготовки профессионалов в области технологического предпринимательства.

Зарегистрироваться на тренинги можно на платформе проекта «Тренинги предпринимательских компетенций» по ссылке.