«Философ», «рукастый», «купец»: участники акселератора ТГУ узнали о бизнес-ролях

Участникам акселератора Томского госуниверситета рассказали, как настроить работу команды в новых проектах. С такой темой выступил советник при ректорате ТГУ Константин Беляков. В своей визионерской лекции «Бизнес-джаз» как модель гармонии в бизнесе» он поделился свой точкой зрения о ролях участников бизнес-единицы и сходстве бизнеса с музыкой. Визионерские лекции акселератора ТГУ дают студентам-участникам представление о предпринимательском мышлении и возможностях инновационных стартап-проектов для решения проблем клиентов новыми способами.

В бизнесе всегда важно не только проработать идею, но и сформировать команду. Она всегда должна включать несколько компетенций, чтобы получилась дееспособная бизнес-единица. Таких компетенций в командах стартапов должно быть минимум четыре, советует Константин Беляков: это ученый, инженер, управленец (предприниматель) и финансист. При этом один человек порой совмещает несколько ролей. Так, предприниматель может параллельно быть ученым, инженером или финансистом.

– Ученый – это тот, кто придумал саму идею вашего бизнес-продукта, технологии, услуги. Но без следующей стадии подготовки – пусть даже минимального макета – вы не можете выйти на рынок. Инженер вам в помощь. Предприниматель – это управленец, который умеет подхватить идею ученого, сформировать задание для инженера, составить бизнес-план для своего стартапа и команды. А финансист – это тот, кто способен грамотно распределить финансовые ресурсы, – пояснил Константин Беляков.

К этому перечню компетенций в бизнес-команде могут добавиться дизайнеры, маркетологи и другие участники. Они также необходимы, но таких специалистов можно привлекать либо на субподряде, либо на следующих этапах работы.

Между тем, у представителя каждой из компетенций на выбор есть несколько категорий. К примеру, ученый может быть академическим философом или академическим исследователем, «прикладником», изобретателем, рационализатором.

1 роли в бизнесе.jpg
Роли участников в бизнес-проектах

Из презентации Константина Белякова

Категорию управленцев «продажник, т.е. умелый продавец» Константин Беляков выделил, поскольку умение продавать является наиболее важным для предпринимателя. Очень часто в предпринимательской среде встречается заблуждение, что стоит создать уникальный продукт – и потребители придут за ним в любом случае. Это самообман, подчеркивает Беляков.

– Надо уметь продавать, продажи – ключевой элемент в рыночных компаниях. Но просто привлечь человека со стороны, из числа «сейлзов», на первом этапе – неправильная тактика. Такой специалист при первой же возможности продаст сразу всё – и вас, и всю вашу компанию целиком. Поэтому не покупайтесь на такую способность у других, а развивайте ее в себе самом как предпринимателе. И пытайтесь продавать уже сейчас. Вот прямо сегодня, после этой лекции продайте что-нибудь из того, что вам не нужно, – советует Константин Беляков. – Если сумеете это сделать – вы предприниматель с компетенциями продавца.

Если не удалось, надо учитывать – умение продавать не является врожденным, оно приходит с опытом. Заодно начинающие предприниматели, сами занявшиеся продажами, быстро разберутся в вопросах рынка для своего продукта – поймут его объем, перспективы, формирование цены и прочее.

Подробно о каждой категории в каждой компетенции – признаках, плюсах и минусах; о том, чем бизнес схож с музыкальными жанрами; почему эксперт рекомендует работать «в стиле джаз», можно узнать из его визионерской лекции в записи. Ссылку на нее и другие мероприятия акселератора могут получить те, кто предварительно прошел регистрацию. За анонсами акселерационной программы третьего потока можно следить в телеграм-канале.

2 К.Беляков.jpg
Бизнес – это джаз!

Из презентации Константина Белякова

Напомним, третья волна акселератора ТГУ близится к завершению. Ее заключительные мероприятия – демодни – пройдут уже на следующей неделе, 13 и 14 декабря. После того как команды презентуют свои бизнес-идеи экспертам, 15 декабря будут объявлены победители.

Для справки: Акселерационная программа ТГУ реализуется в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Он направлен на развитие технологического предпринимательства в России и ориентирован на студентов, вузовское сообщество и инвесторов.