День науки в ТГУ

Последние мероприятия форума U-NOVUS в Томске прошли 13 октября. За четыре дня форума томичи смогли узнать о самых последних научных разработках из разных сфер, принять участие в воркшопах и спроектировать решения для больших компаний и многое другое.

Корреспондент Екатерина Виноградова посетила события финального дня форума в стенах Томского госуниверситета.

«Мои рекордные цели»: как школьники оценили свои перспективы в томских вузах

Школьники 8-11 классов со всей Томской области собрались в конференц-зале НБ ТГУ, чтобы критически взглянуть на плюсы и минусы вузов года и решить, перспективно ли для них учиться в Томске. Участники образовательной игры «Мои рекордные цели» составляли критерии выбора университета, разбирались в своих интересах и создавали карту образовательных ресурсов в командах вместе с наставниками.

– Мы просили участников проанализировать образовательные ресурсы и дефициты, которые они видят в наших вузах. Семь групп, объединившихся по интересам, работали с одним университетом, который им достался. В финале все представили получившиеся карты, – говорит начальник отдела выявления и поддержки молодых талантов Регионального центра развития образования Егор Ковалёв.

IMG_9503_новый размер.jpg

В начале игры школьники в индивидуальном режиме приняли решение о том, что им интересно больше всего, а затем стали искать команду по интересам: сложились группы предпринимателей, любителей искусства, математиков и так далее.

– Эта игра дала мне возможность оценить по достоинству каждый вуз, научиться выбирать именно то учебное заведение, которое мне подходит больше всего. Ни разу меня не посетила мысль, что я приехала напрасно. Проведя время вместе со студентами ТГУ, я на себе ощутила это феерическое настроение, словно я уже учусь здесь, в университете, – пишет на странице ВКонтакте «Молодежный кадровый ресурс Томской области» ученица Северского лицея Полина Новокшонова.

По итогу игры университеты города учтут созданные школьниками Томской области карты ресурсов и дефицита вузов.

«Всё, что попало в блокчейн, оставляет свой след»: лекция о цифровой экономике

В бизнес-инкубаторе ТГУ прошла научно-популярная лекция о блокчейне. Лекторами стали Александр Ильин, заведующий лабораторией «Цифровая экономика» ТГУ, и её научный сотрудник Сабир Шайхлисламов.

Ведущие рассказали о блокчейне в формате «лекции для чайников», объяснив базовые понятия области на простом языке. Гости бизнес-инкубатора обсудили лихорадочную тенденцию прошлого года – майнинг, когда тысячи пользователей по всему миру пытались создать новый блок в общей цепи и получить за это вознаграждение в виде криптовалюты.

IMG_5550_новый размер.jpg

– Всё, что попало в Интернет, а тем более в блокчейн, оставляет свой цифровой след, удалить который невозможно. Если вы отсканируете свой паспорт и поместите это изображение в блокчейн, то ничего больше с этим файлом сделать не сможете. Это полная фиксация вашего документа, – пояснил Александр Ильин.

Лаборатория ТГУ «Цифровая экономика» занимается интеграционными решениями, связанными с цифровой средой – блокчейном. Так, на данный момент в рамках лаборатории разрабатывается проект о фиксации своих авторских прав в системе – проект может помочь в судебном процессе доказательства авторства на продукт, сообщают ведущие лекции.

– Обычно подтверждением авторства может стать подпись в углу, если это бумажный носитель. Если это файл, то автоматически компьютер ставит дату производства. На портале Rupto.io, который мы создали, можно зафиксировать первоочередное право на своё произведение: фотографию, рисунок и даже голосовую запись, а потом получить сертификат об авторском праве, – рассказал Александр Ильин. 

«Понимать про себя – это важно» 

Международный центр исследований развития человека ТГУ провел открытое научно-популярное мероприятие SCIENCE DIVE. Посетители послушали лекции о когнитивных способностях, посмотрели на работу электроэнцефалографа, услышали «музыку» человеческого мозга и поучаствовали в мастерских по строению нейронов и структуры ДНК. Работники центра рассказывали о своих последних научных исследованиях.

– Всё, что изучает Международный центр исследований развития человека, касается когнитивных способностей: как мы думаем, как мы вспоминаем и как мы понимаем. Для каждого человека важно узнать, насколько эффективно работают эти процессы у него – в чем его главные ресурсы и недостатки. Изучение мозга человека помогает ответить на вопрос: развитие каких когнитивных способностей позволит человеку быть успешным и продуктивным? – Говорит младший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Анна Будакова.

Также Анна отмечает, что сейчас лаборатория занимается изучением математической тревожности с помощью близнецового метода. Исследование позволит сделать выводы об особенностях работы мозга у людей с высокой или низкой математической тревожностью, а также выявить роль генетических и средовых факторов.

Гости мероприятий смогли узнать больше о строении ДНК и самостоятельно собрать молекулу ДНК, а также послушать «музыку» активности мозга: от легкого потрескивания до фортепианной мелодии.

IMG_5623_новый размер.jpg

В рамках презентации ключевых научно-исследовательских проектов центра прошли две лекции. Первая – о пространственных способностях и о том, как эти способности в дальнейшем могут сказаться на выборе дальнейшей профессиональной деятельности. В своей лекции Елена Есипенко рассказала, как восприятие пространства в детском и подростковом возрасте может сказаться на будущем желании работать в области технической или естественно-научной специальности и как различаются пространственные способности мужчин и женщин.

На второй лекции томичи узнали о нейронных сетях. Как отметила лектор Елизавета Безрукова, «искусственные нейронные сети – одна из самых известных попыток ученых смоделировать процессы обработки информации в человеческом мозге. Их популярность в решении прикладных задач привела к развитию методов машинного обучения, но в то же время увела внимание исследователей и общественности от более фундаментальной цели – моделирования биологического мозга».

– Активное изучение нейронных сетей позволит ученым понять, как в человеческом мозге взаимодействуют разные его части, а также то, каким образом должен работать искусственный интеллект, – добавила Анна Будакова.

Фотографы: Маргарита Спринчан и Алёна Мельникова (ФЖ)