В новом корпусе ИЭМ ТГУ сегодня, 19 мая, прошел дискуссионный клуб «Путь технологического предпринимателя в России: как его начать в студенчестве?». На вопросы молодых инноваторов отвечали заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович и врио губернатора Томской области Сергей Жвачкин.
Дискуссия состояла из трех раундов: молодежное предпринимательство, государственная поддержка и участие вузов в формировании предпринимательской активности. Свои мнения высказывали молодые инноваторы Томска, почти каждый из которых имеет за плечами опыт создания собственного успешного бизнеса. Вот о чем говорили представители государственных структур и молодые предприниматели:
О времени для старта
Дмитрий Стародубцев, группа компаний Di Group: Первый бизнес мы с партнером Дмитрием Ковалевым сделали еще в студенчестве, сейчас мы создали уже несколько крупных брендов. На своем примере убедились, что начинать предпринимательство нужно в студенческое время, когда нет страха, не знаешь, какие ошибки ты можешь совершить, мозг еще не зашорен и можно придумать новые интересные модели. Важно не ограничивать поток креатива в придумывании модели развития. Но при этом важно не просто «сеять деньги», как это принято среди стартапов в классической венчурной среде, а давать доступ к проверенным ресурсам, к экспертизе, чтобы не совершать ошибки, которые уже сотнями совершались. Этот опыт стал интересен вузам, недавно мы сделали проект венчурного фонда с Томским госуниверситетом и РВК.
О преградах для бизнеса
К тому же у нас просто недостаточное обучение некоторым навыкам, люди все равно видят, что хорошие деньги зарабатывают те, кто работает в крупных компаниях, будь то государственные компании или частные. Успешные предприниматели, может, и больше зарабатывают, но у них и риски гораздо больше. Думаю, наставничество и максимальный доступ к информации изменят ситуацию.
Александр Повалко, генеральный директор АО «РВК»: Люди выбирают крупные структуры отчасти из-за того, что они видят в этом более устойчивую ситуацию. Неопределенность, в которой вы находитесь, создавая свой бизнес, очень противоречит всему тому, что люди впитывают со школы – регулярной последовательной деятельности. Это «лечится» только тем, что человеку дается максимальная самостоятельность. Регулярность действий формирует в мозгу определенные нейронные связи, возникает склонность к стереотипным решениям – и это надо рушить разными способами.
О стимулах стать предпринимателем
Олег Фомичев, замминистра экономического развития РФ: Самый сильный стимул – «жизнь заставит». Стимул негативный, но он работает. Сейчас мы видим, что в тяжелые для экономики последние несколько лет у нас на 10% увеличилось количество малых и средних предприятий, по сравнению с 2014 годом на 35% увеличилось количество людей, которые заняты созданием или работой в собственном бизнесе. Трудно разделить, где государство создало условия и обеспечило поддержку, а где «жизнь заставила». Становится все меньше простых карьерных возможностей в крупных компаниях, и государство должно разными способами готовить человека к тому, чтобы он был в состоянии заняться бизнесом. И начинать это надо со школы, в университете уже поздно воспитывать предприимчивость. Зато в университете можно давать базовые компетенции предпринимательства и технологического предпринимательства в частности.
Аркадий Дворкович, заместитель председателя правительства России: Если преподаватель, наставник сам является личностью, то он способен поменять мозги и склад жизни любого своего ученика: зажечь, изменить отношение к миру.
Пропаганда предпринимательства и менторство от людей, которые уже чего-то достигли, от предпринимателей, должно начинаться со школы. И базовую роль в этом должны играть университеты, которые тоже работают со школами.
О разных сферах: от IT до креатива
Александра Шутова, предприниматель в сфере событийного маркетинга: Сейчас достаточно много студентов хотят развиваться в таких креативных сферах, как урбанистика, медиа, дизайн. Многие открывают свои небольшие компании, но отношение к этим сферам еще не определено в обществе, мало кто понимает, как строить бизнес в творчестве. Мы занимаемся событийным маркетингом, и те шаги, те действия, которые мы прошли уже опытным путем, стараемся переложить на нашу сферу. И можно создать такую технологию, которую использовать для масштабирования. Как государство относится к креативным индустриям и нужно ли выделять это в отдельную сферу?
Сергей Жвачкин, врио губернатора Томской области: Я всегда повторяю, если мы хотим, чтобы молодежь не уезжала за границу, мало дать им образование. Если они не находят на улице хороших кафе, мест для развлечений – они все равно уедут.
Я очень поддерживаю то, что на первом этаже этого нового корпуса ТГУ будет постоянно действующий дискуссионный клуб. Мы ищем формы взаимодействия, нам нужно знать, что нужно вам, чтобы было хорошо в городе, в бизнесе, в сфере проживания. Эту идею мы воплощаем, приходите, и я тоже с удовольствием буду приходить и приводить тех, кого вы скажете. Это общение нужно и оно очень важно.
Эдуард Галажинский, ректор ТГУ: На мой взгляд, вуз должен создавать среду. Мы сейчас решаем очень важную задачу: как вывести инструменты поддержки бизнеса за контуры университета, и поэтому мы создали с «РВК» и Di Group венчурный фонд. Бизнесу интересны таланты, новые идеи, молодежь с новыми подходами, и в этом смысле задача университета создавать подходящую среду, отчасти под эти задачи мы и проектировали корпус ИЭМ. В университете мы должны дать как можно больше возможностей деликатно себя попробовать в бизнесе, дать пообщаться с людьми, которые вдохновят на это.
Готовых решений за полтора часа дискуссии, конечно, найдено не было. Но диалог между представителями власти, руководством вузов и молодыми предпринимателями состоялся и его продолжение возможно на площадях нового бизнес-корпуса ТГУ.