Нашу жизнь невозможно представить без интернета. Почти у всех пользователей всемирной сети есть «цифровые двойники» в соцсетях. Мы в них общаемся, развлекаемся, учимся и отдыхаем. Кажется, что, если отрезать человека от социальных сетей, он просто не сможет нормально функционировать. Он лишится своего социального капитала (лайков), памяти (фотографий из профиля) и будущего (возможности находить в соцсети всё, от работы до сервиса доставки еды).
По информации «Российской газеты», в 2022 году россияне проводили в интернете 3 часа 40 минут каждый день. Около трети всего этого времени пользователи тратили на социальные сети (21%), просмотр видео (18%) и мессенджеры (15%). Может ли такое плотное взаимодействие с цифровой реальностью никак не отражаться на нашем сознании, личности и когнитивных способностях?
Проблематика взаимодействия мозга человека с сетевым пространством, а также способов минимизировать негативное влияние цифровых устройств на работоспособность мозга — одно из направлений работы Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ.
Погружаясь в данную проблематику более глубоко, можно сделать неутешительный вывод: в опасности находятся дети цифровой эпохи. И опасность эта «спряталась» за экраном привычного и любимого гаджета. В 2022 году в свет вышла книга, представляющая собой массивный труд-исследование на эту тему. Сегодня мы познакомим вас с этим изданием и его автором.
Screen Damage: The Dangers of Digital Media for Children («Вред от экрана: опасность цифровых медиа для детей»), автор — Мишель Демюрже
Об авторе
Мишель Демюрже — французский исследователь, доктор неврологии Лионского института когнитивных наук. Около восьми лет работал в университетах США, в том числе в Массачусетском технологическом институте, Университете Эмори и Калифорнийском университете в Сан-Франциско. В 2011 году он был назначен директором по исследованиям Национального института здоровья и медицинских исследований Франции (INSERM). Автор нескольких книг, среди которых и данное издание, изначально опубликованное на французском языке под названием La fabrique du crétin digital («Фабрика цифровых кретинов»).
Предисловие автора к книге
Рекреационное взаимодействие детей с цифровыми медиа в любой форме (смартфонами, планшетами, телевидением, игровыми приставками) достигло астрономического порядка. В западных странах двухлетние дети проводят у экрана в среднем около 50 минут каждый день. Между двумя и восемью годами количество времени достигает 2 часов 45 минут; дети от восьми до двенадцати лет проводят с гаджетами 4 часа 45 минут. Восемнадцатилетний молодой человек может быть погружённым в цифровую реальность более 7 часов. Таким образом, в год детсадовец проводит за цифровыми устройствами 1000 часов (1,4 месяца); ученик начальных классов — 1 700 часов (2,4 месяца); ученик средней школы — 2 650 часов (3,7 месяцев). Если пересчитать это в процентах от времени бодрствования, мы получим 20%, 32% и 45 % соответственно. А если считать в учебных и рабочих часах, к восемнадцати годам дети у экрана просиживают 30 школьных лет или 15 полнодневных рабочих лет.
Совершенно не чувствуя угрозы от такого состояния дел, многие медиа-эксперты рассматривают ситуацию как позитивную. Психиатры, педиатры, социологи, журналисты и представители других профессий приводят вдохновляющие аргументы. Они утверждают, что времена изменились и теперь мир принадлежит «цифровым аборигенам». Сам мозг пост-цифрового поколения работает по-другому: он быстрее, отзывчивее, позволяет вести несколько видов деятельности одновременно, приспособлен к синтезу бесконечного потока информации и лучше адаптирован к работе в команде. Эти преобразования обеспечивают бесконечные возможности для школ. Они подводят к тому, чтобы капитально перестроить образовательный процесс, стимулируя мотивацию учеников, разжигая их креативность, отражаясь на уровне успеваемости и преодолевая социальное неравенство.
К сожалению, такой энтузиазм не разделяется всеми экспертами. Многие отмечают чрезвычайно негативное влияние современных цифровых технологий на развитие детей. Под влияние попадают все системы: от соматической (например, появляются проблемы ожирения, кардиоваскулярные риски) до когнитивной (возможны проблемы с речью и концентрацией) и эмоциональной (может наблюдаться повышенная агрессивность и тревожность). Все эти патологии не могут не затронуть интереса академического сообщества. Более того, согласно результатам исследований, использование цифровых технологий в образовательных целях на уроках так же не позволяет достигать каких-то явных положительных результатов. Это подтверждают и данные международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment). Директор этой программы недавно заявил, что, если какие-то изменения и наблюдаются, то это изменения к худшему.
Пытаясь бороться с этими угрозами, некоторые индивиды и представители организаций решили повысить бдительность. Например, в Великобритании директора школ угрожали направлять полицию и социальных работников в семьи, в которых дети играют в жестокие видеоигры. На Тайване, где ученики в школах достигают самых высоких результатов на мировой шкале успеваемости, существует закон, согласно которому родители могут получить штраф, если, во-первых, позволяют ребенку младше двух лет пользоваться гаджетами, во-вторых, не устанавливают временные рамки для детей от двух до 18 лет (и лимит такой не должен превышать 30-ти минут непрерывного «общения» с техникой). В Китае власти предприняли серьёзные меры по ограничению доступа детей к видеоиграм, так как это негативно отражается на их успеваемости. Теперь младшим школьникам и подросткам запрещено играть во время, отведённое для сна (с 22 до 8 часов); больше 90 минут в будние дни и 180 минут в выходные и на каникулах.
В США ряд топ-менеджеров компаний цифровой индустрии, взяв за пример легендарного бывшего «топа» Apple Стива Джобса, ограничивают своим детям доступ к гаджетам, которые они сами производят и продают. The New York Times утверждает, что сейчас в комьюнити Силиконовой долины формируется негласное соглашение об ограничении использования устройств детьми. Причём эти ограничение касаются не только домашних правил. Сотрудники IT-компаний стараются отправлять своих деток в частные школы со строгой «безэкранной» политикой. Крис Андерсон, бывший редактор издания Wired и нынешний исполнительный директор робототехнической компании, объясняет это следующим образом: «Мои 5 детей в возрасте от 6 до 17 лет называют меня и супругу “фашистами” из-за строгих правил в отношении гаджетов. Говорят, никого из их друзей так не ограничивают. Это потому, что мы с женой не понаслышке знаем об опасностях, таящихся в технологиях. Я их сам наблюдал, не хочу, чтобы что-то подобное случилось с моими детьми». Крис Андерсон считает, что по шкале «конфеты — кокаин» опасность, скрывающаяся в гаджетах, ближе к кокаину. Доктор социологии, журналист Гилём Эрне говорит следующее: «Мораль истории такова: вы можете усадить своих детей за экраны, но те, кто делает эти экраны, будет усаживать СВОИХ детей за книжки».
Кому же верить? Кто тут блефует, а кто говорит правду? Станут ли наши дети, воспитанные гаджетами, самым умным поколением из когда-либо живших на Земле, в чём убеждает нас Дон Тэпскотт, консультант в области влияния новых технологий? Или они превратятся в самое тупое поколением, как утверждает Марк Бауэрляйн, профессор английского языка из Университета Эмори? Проще говоря, современная цифровая революция обеспечит наших потомков новыми возможностями или сделает их имбецилами? Цель этой книги — найти ответ на этот вопрос. Анализ ситуации представлен в трёх частях. В первой рассматривается оригинальная, всё ещё вполне «живая» концепция «цифровых аборигенов». Вторая часть посвящена анализу двойной (количественной и качественной) природы взаимодействия детей и подростков с гаджетами. В третьей части выясняются последствия этого пользовательского опыта с точки зрения разных контекстов: академической успеваемости, общего развития и здоровья. Прежде, чем продолжить, необходимо разъяснить некоторые позиции.
Первое: хотя эта книга пытается соответствовать самым строгим академическим стандартам, она не представляет собой научное исследование. Прежде всего потому, что я хотел бы сделать её доступной для всех: родителей, медиков, учителей, школьников и так далее. Ещё одна причина —она была написана в состоянии гнева. Я возмущён тем, насколько избранно, предвзято и нечестно ведущие медиа представляют цифровую угрозу. Мы проследим, что существует огромный разрыв между пугающей реальностью доступных доказательств этой угрозы и обнадёживающим (даже восторженным) тоном публицистического дискурса. Хотя это неудивительно и объясняется властью в экономической сфере, которую имеют цифровые компании. Ежегодно они генерируют миллиарды долларов прибыли. Тем не менее, история нас научила следующему: наши «IT-друзья» никогда не отказываются от профита, даже если он получается за счёт здоровья потребителей. В сердце этой войны, спровоцированной схваткой между меркантильностью и здравым смыслом, копошатся самодовольные учёные, жадные лоббисты и бессовестные торговцы. Табак, фармацевтика, еда, глобальное потепление, асбест, кислотные дожди — список их «подвигов» полон подобных историй. Было бы странно, если бы сектор цифровых развлечений не попал в их фокус. Именно поэтому местами я позволяю себе такой язвительный тон повествования, хотя понимаю, что такие яркие эмоции обычно считаются несовместимыми с объективной наукой. Я не верю в такое разделение. Работая над этой книгой, я специально старался не скатываться в скучное, лишённое эмоций повествование. Кроме данных научных исследований, которые являются фундаментом этой работы, я хотел поделиться с читателями своим беспокойством и возмущением.
Второе: моя цель – не указывать, что делать, во что верить и как думать. И не стигматизировать пользователей гаджетов или критиковать стиль воспитания в семьях. Я просто хочу информировать читателей, предоставив им исчерпывающие, точные и честные результаты научных изысканий. Я знаком с популярным аргументом в пользу того, что нужно прекратить тревожить людей, создавая ненужную «моральную панику» вокруг гаджетов. Я так же понимаю людей, искренне верящих в собственную правоту, объясняющих нам, что эта паника — продукт наших страхов и она всегда сопровождает человечество во времена появления новых технологий. Они утверждают, что всегда находится маленькая группка реакционных мракобесов, старающихся загнать человечество обратно во тьму. Так было с микроволновками, рок-н-роллом, печатанием и письмом (последнее заботило Сократа, предположившего, что письмо навредит нашей памяти).
К сожалению, как бы привлекательно ни звучали эти призывы, они ошибочны. Дело в том, что нет исследований, подтверждающих вред микроволновок или рок-н-ролла. А вот исследования, подтверждающие благоприятное влияние чтения и письма на развитие человека, существуют. Некоторые люди опасались рок-н-ролла, но их страхи не имели под собой оснований. Научные исследования это доказали. То же самое с использованием гаджетов. Бог с ними, страхами прошлого. Будем опираться только на современные исследования: откуда взялась информация, насколько она достоверна и последовательна, каковы её рамки? Отвечая на эти вопросы, каждый сможет принять информированное решение.
Третье и последнее. Я не говорю об отказе от цифрового мира как такового и не требую возврата к аналоговому телеграфу. Эта книга — не сочинение технофоба! Во многих сферах — здравоохранении, телекоммуникациях, воздушном сообщении, сельском хозяйстве — чрезвычайно позитивную роль цифровых технологий сложно переоценить. Кто будет спорить с пользой автоматизации сбора урожая, добычи ископаемых или производства товаров, а также незаменимостью технологий в сферах, связанных с опасной работой, которую ранее выполняли мужчины и женщины, порой ценой своего здоровья? Кто сможет отрицать положительное влияние компьютерных технологий, симуляции, хранении и обмена данными на работу учёных? Кто посмеет сказать, что существование соответствующих образовательных ресурсов в свободном доступе — это не благо? Разумеется, никто. Тем не менее, все эти несомненные преимущества не должны прикрывать существующие опасности, конкретно в плане использования гаджетов для развлечения, особенно принимая во внимание (и это будет доказано в книге), что именно развлечение почти всегда и является целью их использования, когда речь идёт о детях. Иными словами, дети не используют всё многообразие доступных им устройств для решения неких задач. Если бы не это, данная книга никогда не появилась бы на свет.
(переведено с англ. впервые)
Отзывы о книге
«В 2019 году французский нейробиолог Мишель Демюрже опубликовал книгу с простым названием: La Fabrique du Crétin Digital («Фабрика цифровых кретинов»). Книга вызвала резонанс, и теперь она переведена на английский язык, хотя и с более умеренным названием «(«Вред от экрана: опасность цифровых медиа для детей»». Объем книги является ее основным недостатком, поскольку в ней собрано огромное количество исследований для доказательства утверждений, хотя некоторые из которых уже доказаны ранее или самоочевидны. Но среди множества отсылок Демюрже выдвигает на первый план жизненно важные моменты».
Андрей Мир в статье «Screen Time Is Stolen Time. A French neuroscientist shows that screens and kids shouldn’t mix» («Время экрана — потерянное время. Французский нейробиолог доказывает, что гаджеты и дети несовместимы»)
«Добавим эту живую и убедительную работу Мишеля Демюрже в список книг, предупреждающих о пагубном воздействии гаджетов на молодежь. Автор заслуженно обвиняет диджифилов в том, что они продают нашим детям инструменты, которые забивают им головы и сковывают их глаза. Его пугает портрет малыша или подростка, «погруженного» в средства массовой информации. И он разрушает один «счастливый» миф за другим. Это трезвое предостережение родителям, учителям и другим людям, вовлечённым в воспитание молодежи».
Марк Бауэрляйн, автор книги The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future («Самое тупое поколение: как цифровая эпоха одурманивает молодых американцев и ставит под угрозу наше будущее»)
«Эта книга создана для моего мужа. Он такой «динозавр», когда дело доходит до компьютеров, поэтому всегда был против того, чтобы дети использовали телефоны, планшеты и так далее. Теперь он полностью убежден, что все сделал правильно. Это очень страшная книга, но каждый родитель и учитель должен прочитать её».
Сьюзан (обычный читатель)
Andrey Mir Screen Time Is Stolen Time. A French neuroscientist shows that screens and kids shouldn’t mix ‘2023
Cory Turner 10 things to know about how social media affects teens' brains ‘2023
Joanne Jacobs Digital danger: Screen time is stealing childhood ‘2023
Makoto Hattori, Yomiuri Shimbun Desmurget: School digitization dangerous for children ‘2022
Публикации Мишеля Демюрже
Некоторые иллюстрации были созданы искусственным интеллектом
Фото Мишеля Демюрже: letelegramme.fr, ledauphine.com