«Трансгуманизм и постгуманизм в нарративе 21 века» под редакцией Сони Бэло-Аллюэ и Моники Кальво-Паскаль

«Трансгуманизм и постгуманизм в нарративе 21 века» под редакцией Сони Бэло-Аллюэ и Моники Кальво-Паскаль

В Томском государственном университете открылся междисциплинарный Центр исследования чтения. В рамках проекта «Социо-гуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества» междисциплинарная команда филологов, психологов, историков и лингвистов будет исследовать когнитивные процессы при восприятии человеком текстов разного типа на разных материальных носителях, а также роль текста и чтения в современном цифровом мире.

Результатом исследования станет разработка технологий, позволяющих человеку повысить эффективность восприятия текстов.

Руководитель Центра исследования чтения, декан филологического факультета ТГУ Инна Тубалова подчеркивает, что современный цифровой мир кардинально изменил взаимоотношения человека и текста, а также человека и информации в целом. Традиционные формы взаимодействия человека и книги активно вытесняются сетевыми.

Действительно, верно ли, что сегодня мы читаем меньше, чем 10, 20 и, тем более, 30 лет назад? Или что изменился характер потребляемых нами текстов, изменились стратегии их восприятия? При этом, безусловно, количество информации, потребляемой нами каждый день, возросло в разы. Часть этой информации — разрозненные данные, которые иногда даже не проходят сквозь фильтры, выставляемые нашим мозгом для переработки инфопотока. Часть — нарративный поток, представленный разными форматами: текстами, фотографиями, видео, аудио и даже музыкальными произведениями. По отношению к нарративу наш мозг настроен менее критично, этим пользуются создатели контента, привлекая внимание аудитории к тем или иным продуктам интеллектуальной деятельности.

В этом выпуске рубрики представлена зарубежная коллективная монография по близкой проблематике, авторы которой провели анализ нарратива нового тысячелетия, представляющего концепции транс- и постгуманизма. Возможно, не только исследователям этого предметного поля, но и другим читателям, будет интересно познакомиться с таким опытом.

Книга «Трансгуманизм и постгуманизм в нарративе двадцать первого века» под редакцией Сони Бэло-Аллюэ и Моники Кальво-Паскаль

Об авторах:

Beige Minimalist Mood Photo Collage (1).png

Соня Бэло-Аллюэ — старший преподаватель кафедры английского и немецкого языков Университета Сарагосы (Испания). Ее исследования сосредоточены на современной американской художественной литературе, литературе о событиях в США 11 сентября 2002 года, цифровой художественной литературе и постгуманизме. 

Моника Кальво Паскаль — коллега Сони на кафедре английского и немецкого языков Университета Сарагосы. Она защитила докторскую диссертацию по исторической фантастике Стивена Марлоу. Круг её исследовательских интересов включает американскую литературу двадцатого века, а также британскую историю и культуру.

Соня Бэло-Аллюэ и Моника Кальво-Паскаль — соорганизаторы исследовательского проекта «Современная североамериканская художественная литература и 4-я промышленная революция: от постчеловечности к лишениям и социальным изменениям».

О книге

«Трансгуманизм и постгуманизм в нарративе двадцать первого века» (издательство Routledge, 2021 год) — это обзор основных проблем критического постгуманизма в современных художественных произведениях, научно-популярном дискурсе и кинематографе.

Эта книга, возможно, одна из самых заметных коллективных монографий, инициировавших дебаты о постчеловеческом и трансчеловеческом в произведениях массовой культуры. Соня Бэло-Аллюэ и Моника Кальво-Паскаль собрали неординарные и довольно провокационные исследования, чтобы вызвать дальнейшее обсуждение трансгуманизма. К сожалению, в книге не рассматривается одна из самых насущных проблем — правовой и законодательный аспект пост-и трансгуманистических метаморфоз.

Книга состоит из тринадцати глав, в которых разные авторы, в основном женщины (на этом делают акцент многие рецензенты), предлагают свои точки зрения на транс- и постгуманистические нарративы. Введение закладывает основу для глубокой оценки дискуссии об использовании технологий для, так называемого, совершенствования человека. С одной стороны, трансгуманизм должен привести к тому, что слияние органического и технологического радикально и положительно изменит нашу эффективность, скорость и благополучие. С другой, критический постгуманизм фокусирует внимание на опасностях, связанных с использованием технологий в поисках совершенствования, и, следовательно, их последствиями для существования человечества. Наводящая на размышления постгуманистическая критика прослеживается в каждой главе этой книги. Предлагаем познакомиться с названиями и основными темами всех частей монографии, что поможет получить более полное представление о специфике опубликованных исследований.

Глава 1. До человечества, или постгуманизм между предками и появлением нечеловеческого (Стефан Гербрехтер) 

Это эссе наводит на глубокие размышления над традиционным для философии вопросом «Что значит быть человеком?». Автор заставляет нас посмотреть на самих себя через призму истории, и приходит к выводу, что стремление преодолеть человеческое связано с представлениями о человеческой исключительности.

Глава 2. От утилитаризма к трансгуманизму: критический подход (Майте Эскудерос-Алиас)

В этой части рассматриваются техноутопизм и антропогенные ценности. Её автор сравнивает трансгуманизмом с утилитаризмом восемнадцатого и девятнадцатого веков, создавая новую генеалогию между этими двумя гуманистическими философиями. Основной аргумент, на котором выстраивается такое сравнение, состоит в том, что и утилитаризм, и трансгуманизм основаны на предпосылке самосовершенствования для всех, но обе концепции игнорируют тот факт, что не все находятся в одинаковом положении, чтобы иметь возможность самосовершенствоваться. Эскудерос-Алиас также подчёркивает, что «глубокое чтение», которое развивает способность к критическому мышлению и воспитывает эмпатию, часто теряется при цифровом чтении.

Глава 3. Постчеловеческие способы чтения литературы в интернете (Александра Главанакова)

Автор эссе указывает на негативные последствия привычки читать онлайн, такие как поверхностное чтение и отсутствие постоянного внимания, задаваясь вопросом, может ли социальное онлайн-чтение быть неким компромиссом между онлайн и оффлайн-чтением (понятие «социальное онлайн чтение» только начинает формироваться, но в целом означает совместное или параллельное во времени чтение и последующее обсуждение текста двумя или более людьми в интернете). Главанакова рассматривает эту коллективную форму чтения как способ смягчить негативные последствия онлайн-чтения.

Глава 4. Удивительные истории должны настораживать: совершенствование человека в лекциях TED Talks (Лоредана Филип)

В главе исследуются очевидные и противоречивые методы эмоциональной стимуляции в выступлениях авторитетных спикеров конференции TED Talks, подкреплённых удивительными доказательствами, основанными на математических вычислениях.  Эти методы вызывают в аудитории чувство благоговения и собственной неполноценности, что приводит к выводу о необходимости трансгуманистического улучшения себя.

1 (4).png

Глава 5. Паттерны постчеловеческой нечувствительности в романе Дж. Ширли и У. Гибсона «Принадлежность» и романе Д. Эггерса «Сфера» (Франсиско Кольядо-Родригес)

Кольядо-Родригес представляет литературный анализ романов, выдвигая на первый план проблемы отсутствия способности критического осмысления реальности. «Сфера» заманивает людей верой в то, что они поддерживают полную прозрачность (или, как принято говорить сегодня, «демократические ценности»), хотя на самом деле они выбрали и стали защищать тотальный контроль.

Глава 6. Субъекты мира модема: «Атласный остров» Тома Маккарти (Маргалида Массанет Андреу)

Автор этого эссе исследует, является ли постоянное насыщение данными инструментом подавления нашей способности извлекать из них смысл. Если люди не смогут отключиться от постоянного потока информации, у них не будет ни времени, ни места для размышлений и сопоставления фактов.

Глава 7. Парадоксальный антигуманизм книги Тома Маккарти «C»: травматические секреты и угасание аффективного в технологическом обществе (Сусана Онега)

Онега обращается к меланхолии и аффективности в технологическом обществе на рубеже 20-го века. Дискуссия вращается вокруг взглядов Тома Маккарти на коммуникацию, одержимость технологиями и сексуальные практики.

Глава 8. «Ноль К» Дона Делилло: трансгуманизм, травма и этика преждевременной криоконсервации (Кармен Лагуарто Буэно)

Этика в современном капиталистическом обществе наряду со здоровыми/нездоровыми аффективными реакциями и быстротечностью/постоянством исследуется Лагуарто Буэно в крионическом романе Дона Делилло «Ноль К».

Глава 9. Антиутопическое видение сверхчеловеческого совершенствования: специфические и политические проблемы, пересекающиеся с травмой и инвалидностью в фильме Найта Шьямалана «Сплит» (Мириам Фернандес-Сантьяго)

Эссе показывает, как христианская этика даёт сбой, когда пересекаются темы человека с особенностями (по сути, инвалида) с трансгуманизмом. Фернандес-Сантьяго также задается важным вопросом о том, насколько децентралистичен постгуманизм.

5.png

Глава 10. Зов антропоцена: переосмысление человека через транс- и постгуманизм. Заметки об инаковости в работах Джеффа Вандермеера и Лю Цысинь (Юстус Поетш)

Автор противопоставляет «Воспоминания о прошлом Земли» Лю Цысинь трилогии Вандермеера «Южный предел» для выяснения ценностей в антропоцене и постантропоцене. Повествование Лю оправдывает высокотехнологичную силовую агрессию в условиях ограниченных ресурсов как необходимую для выживания, тогда как Вандермеер демонстрирует, что люди в этих обстоятельствах адаптируются и меняют свои способы мышления и коммуникации.

Глава 11. «Человек ли я?»: Биотехнологические животные и постгуманистическая эмпатия в книге Джеффа Вандермеера «Борн» (Моника Соуза)

Роман Джеффа Вандермеера «Борн», проанализированный в этой части книги, представляется как рефлексия над коммуникацией (вербальной и невербальной) и эмпатией, на которую способны органические и неорганические создания.

Глава 12. Постчеловеческое лечение: биологическое и культурное материнство в «Безумном Аддаме» Маргарет Этвуд (Эстер Муньос-Гонсалес)

Автор развивает идею постчеловеческой медицины с точки зрения признания биотехнологической личности как культурного / биологического образа матери.

Глава 13. Трансчеловеческая трансформация в книге Хелен Маршалл «Миграция» (Шерил Винт)

Штормы и наводнения усиливаются по всему миру, а молодежь поражает загадочное иммунное расстройство. Главная героиня романа умирает, её тело перемещают в лес, где оно претерпевает метаморфозу, и мёртвая девушка становится «нимфой» или духом леса и реки. В этой главе исследуется тема смерти как формы постчеловеческого существования.

6.png

Полезные ссылки по теме:

Sonia Baelo-Allué, Mónica Calvo-Pascual Transhumanism and Posthumanism in Twenty-First Century Narrative’ 2021

Sonia Baelo-Allué Transhumanism, transmedia and the Serial podcast: Redefining storytelling in times of enhancement // International Journal of English Studies ‘2019

Ilaria Biano. Transhumanism and posthumanism in twenty-first century narrative. Book Review //  Journal of Posthumanism ‘2023 

Часть иллюстраций рубрики создаётся с помощью искусственного интеллекта