«Постчеловек» Рози Брайдотти

«Постчеловек» Рози Брайдотти

Приоритет 2030: Социогуманитарный инжиниринг: приоритеты настоящего для будущего

Об авторе

rosi-braidotti-2018-portrait.jpg

Имя Рози Брайдотти, современного философа и теоретика феминизма, не очень хорошо знакомо русскоязычному читателю, несмотря на роль её исследований в современном социально-гуманитарном дискурсе.   

Рози Брайдотти — почётный профессор Утрехтского университета (Нидерланды), почётный член Австралийской академии гуманитарных наук, член Европейской академии, лауреат исследовательской премии Гумбольдта за пожизненный вклад в науку. Наряду с книгой «Постчеловек» («Posthuman», 2013), её основными публикациями считаются Nomadic Subjects (2011) («Кочевые субъекты») и Nomadic Theory (2011) («Кочевая теория»); Posthuman Knowledge (2019) («Постчеловеческое знание»); Posthuman Feminism (2022) («Постчеловеческий феминизм»); The Posthuman Glossary (2018) («Глоссарий постчеловеческого») и More Posthuman Glossary (2022) («Расширенный глоссарий постчеловеческого»). Междисциплинарные исследования Рози Брайдотти представлены тремя основными направлениями: современная субъективность, теория феминизма и постгуманистическая конвергенция.

Впервые на русском языке книга вышла в 2021 году.

Краткое ревью:

Книга «Постчеловек» Рози Брайдотти открывается четырьмя «виньетками». Первая описывает случай с молодым человеком, выступившим на Youtube в футболке с надписью «Человечество переоценено» перед расстрелом собственных одноклассников в школе близ Хельсинки. Вторая «виньетка» сопоставляет ситуацию с питающимися травой голодающими людьми в охваченных войной странах и «каннибалистический переворот» в сельском хозяйстве Великобритании и некоторых странах Европы, который подразумевает откармливание коров, овец и кур мясным кормом. В третьей «виньетке» упоминается операция по захвату и убийству полковника Каддафи в 2011 году, участие в которой на равных с людьми принимали «нечеловеческие существа» — самолёты и дроны, управляемые через спутник. В четвёртой «виньетке» автор вспоминает скандальную речь на встрече учёных, организованной нидерландской Королевской академией наук. В ней именитый профессор когнитивистики призвал считать гуманитарные науки несовместимыми с наукой как таковой, а следовательно, не имеющими права на финансовую поддержку со стороны государства.

В чём же смысл этих зарисовок? Это — реальные примеры постчеловеческого безумия, свидетельствующие о противоречиях, порождённых современными достижениями постгуманизма.

Сама госпожа Брайдотти не демонизирует и не прославляет последние достижения науки и техники. Вместо этого она призывает заниматься гуманитарными исследованиями в сфере постгуманизма, посвященными новым формам критической теории, позитивной политологии, постчеловеческой субъективности и этики.

Каждая из четырех глав «Постчеловека» — это рефлексия автора, поводом для которой является, соответственно, одна из «виньеток», открывающих книгу.

В первой главе Брайдотти обращается к понятию «постчеловек» и исследует некоторые интеллектуальные и исторические предпосылки, которые привели к его появлению. Она не предлагает некое строгое, окончательное определение этому концепту, но исследует различные направления постчеловеческой мысли и аспекты постчеловеческой субъективности.

Во второй главе автор исследует постантропоцентрические концептуализации субъективности и то, насколько разрушительными для человека и животных могут быть последствия развитого капитализма. Брайдотти не выступает за расширение прав животных до уровня человеческих, но намеревается противостоять извращенному постгуманизму глобальной экономики с помощью позитивного подхода к постчеловеческой субъективности, в основе которого лежит zoe — динамичная, самоорганизующаяся структура всего живого.

Третья глава «Постчеловека» обращается к ужасам современных «технологий смерти». Согласно Брайдотти, «бесчеловечные аспекты» некоторых «неловких» вопросов постгуманизма, таких, как отношение к смерти, требуют новых рамок анализа. В соответствии с zoe-ориентированным подходом, Брайдотти понимает смерть как продуктивную и творческую силу. Она настаивает на том, что «быть “постчеловеком” не значит быть безразличным к людям, или быть дегуманизированным». Брайдотти настаивает на том, что вооруженные нападения в школах, атаки дронов и другие «бесчеловечные аспекты постгуманизма» требуют новых нормативных решений.

2 (1).png

В четвертой главе Брайдотти исследует кризис гуманитарных наук, к которому привели массовые сокращения гуманитарных специальностей в европейских университетах, рассматривая этот кризис как новую возможность. По мнению Брайдотти, будущее гуманитарных исследований зависит от способности и желания учёных заниматься проблемами, появляющимися в результате развития и влияния всего «постчеловеческого», например воздействия биотехнологий, изменения климата и других экологических и социальных трансформаций.

Книга «Постчеловек» была оценена многими экспертами как жизненно важный вклад в глобальную феминистскую науку, так как подход Рози Брайдотти сочетает в себе идеи и аналитические инструменты из разных направления феминистской теории, включая феминистскую философию и экофеминизм.

Использование в «Постчеловеке» терминов, которые могут быть не сразу понятны читателям, ранее не знакомым с творчеством Брайдотти, ярко иллюстрирует самобытность её работы и способность автора выходить за рамки привычного и вдохновлять своим примером коллег.

Цитаты

Рози Брайдотти. Постчеловек. Пер. с англ. Д. Хамис, под ред. В. Данилова. – Москва: Издательство Института Гайдара, 2021. – 408 с. Книга_1.png

«Если новые воинствующие дискурсы о якобы первенстве Запада выражаются с точки зрения наследия секулярного гуманизма, тогда как самые яростные движения противостояния им принимают форму постсекулярных практик политизированной религии, то где остается пристанище антигуманистической позиции? Быть просто секулярным означало бы пособничество неоколониальным шовинистским позициям Запада, тогда как отвергнуть наследие Просвещения было бы, по сути, противоречивым для любого критического проекта. Порочный круг сжимается».

***

«Жизнь — желание, по сути нацеленное на самовыражение и соответствующим образом работающее на энергии энтропии: она достигает своей цели и растворяется, как лосось, плывущий вверх по течению, чтобы оставить потомство и умереть. Таким образом желание смерти можно рассматривать как параллель и иное выражение желания интенсивно жить. Следствие воодушевляет еще больше: отрицается не только диалектическое напряжение между Эросом и Танатосом, но и сама их двойственность, они всего лишь единая жизненная сила, стремящаяся достигнуть своего собственного исполнения. Постчеловеческий витальный материализм смещает границы между проживанием и умиранием».

***

«Постантропоцентричный переход от иерархичных отношений, поставивший “Человека” в привилегированную позицию, требует некой формы отчуждения и радикальной переориентации со стороны субъекта. Лучшим методом для достижения этого является стратегия дефамилиаризации или отступления на критическое расстояние от господствующего образа субъекта. Дезидентификация включает в себя избавление от знакомых мыслительных привычек и репрезентаций, чтобы очистить путь креативным альтернативам. Делез назвал бы это активной “детерриториализацией”. Теории расы и постколониальные теории также внесли важный вклад в методологию и политическую стратегию дефамилиаризации».

***

«Недавний выпуск еженедельника The Economist (от 2 июня 2012 года) на тему «Мораль и машины» поднимает некоторые вопросы, непосредственно касающиеся той степени автономии, которой достигли роботы, и призывает к разработке новых правил для управления ими».

***

«Подружиться с безличной необходимостью смерти — этический способ установить себя в жизни в качестве мимолетного, слегка раненого гостя».

***

«Кризис гуманизма означает, что структурные другие современного гуманистического субъекта в постмодерне в полном смысле слова возвращаются [Braidotti, 2002]. То, что великие эмансипаторные движения постмодерна поддерживаются возрождающимися «другими» —исторический факт: движение за права женщин, антирасистские и деколонизационные движения, антиядерные и экологические движения являются голосами структурных Других модерна. Они наблюдают неминуемый кризис бывшего гуманистического “центра” или доминирующего положения субъекта и являются не только антигуманистическими, но и выходят за рамки кризиса к всецело новому, постчеловеческому проекту».

Отзывы

«“Постчеловек” вносит жизненно важный вклад в феминистские исследования в разных дисциплинах… Брайдотти нестандартно интерпретирует современные проблемы: бросает вызов, обнадеживает и вдохновляет».

Feminist Review

«Важный и конструктивный шаг к новым теориям и научным исследованиям, а также долгожданное дополнение к уже внушительному наследию Брайдотти».

H+ Magazine

«Автор демонстрирует замечательную ясность и лаконичность даже при изложении высокотехнологичных, сложных теоретических и глубоко междисциплинарных концепций».

Choice

«Это захватывающий и важный текст, полный интеллектуального блеска и проницательности. Он произведет большое впечатление на читателя».

Генриетта Л. Мур, Кембриджский университет

«Вдохновляющее исследование Брайдотти постчеловеческого ясно, научно и провокационно. Оно станет важным ориентиром в будущих дебатах о ключевой философской проблеме нашего века».

Пол Гилрой, Королевский колледж Лондона

«Работа Рози Брайдотти предлагает нам ясный взгляд на ряд трудных вопросов, которые уже стоят перед нами. Брайдотти разбирается в философии, интересуется политикой и сопереживает тем, кого оттеснили в сторону за эти жестокие последние сто лет. Она показывает нам, как феминизм, технонаучная инфраструктура и политические темы пересекаются, местами вызывая “короткое замыкание”».

Питер Галисон, Гарвардский университет

screens_feature102.jpg

Полезные ресурсы

При работе над рубрикой были использованы материалы сайта rosibraidotti.com