Участники школы «Пульса науки» в Томском государственном университете обсудили проблемы современного состояния наукометрии и актуальные тенденции в сфере научной информации. Встречи с экспертами были посвящены также искусственному интеллекту, научной аналитике и системам управления научной деятельностью, развитию научных журналов и формированию личного бренда молодого ученого.
Поднятые темы оказались актуальными, а формат «разговора» – наиболее подходящим для заинтересованного обсуждения. Участники сосредоточились на перспективах развития научных исследований и влияния новых технологий на исследовательский процесс. Какие изменения произойдут в мире научных коммуникаций в ближайшем будущем? Как и для чего происходит сбор цифрового следа исследователя? Каковы основные ориентиры и цели развития научной политики и периодики в России?

Одним из предложенных ответов стал доклад Дмитрия Кочеткова «Наукометрия в России через призму Elibrary Analytics: новый функционал и планы на будущее». По его мнению, «платформенный подход к публикации в научной издательской деятельности – это современная модель организации научных коммуникаций, основанная на использовании цифровых платформ для публикации, распространения и взаимодействия с научным контентом».
– Особенно оживленным стало обсуждение точности определения текстов, сгенерированных искусственным интеллектом, – отметила директор центра содействия публикационной активности и по работе с ведущими учеными ТГУ, заместитель директора Научной библиотеки, кандидат исторических наук Татьяна Полежаева. – Технологии развиваются очень стремительно, поэтому важной становится способность различать тексты, написанные человеком и ИИ. Участников волновало, насколько надежны современные системы определения таких текстов и могут ли они ошибаться, какой процент генерации ИИ показывают системы на текстах, написанных задолго до создания самого искусственного интеллекта.
Наукометрия стала одним из аспектов рассмотрения феномена «пульс» на паблик-токе «Научный триптих». О том, как и зачем нужно измерять научные исследования, рассказал Аркадий Халюков, основатель и генеральный директор информационно-аналитической компании «Пульс науки», кандидат филологических наук, автор публикаций по электронным информационным ресурсам и базам данных.
– Наукометрия – это не только о «подсчетах», но и о жизни. «Пульс» в наукометрии – это умение не только выживать, но и развиваться и развивать в состоянии турбулентности, – отметил он.
Прошедшие на Школе дискуссии показали, что такие встречи востребованы, что обсуждение состояния и перспектив развития наукометрии необходимо продолжать.
Школа «Пульса науки» работала в очном формате, для зарегистрированных участников была доступна онлайн-трансляция. Многие участники использовали возможность повысить квалификацию по программе «Сопровождение научно-исследовательской деятельности в цифровую эпоху».
Экспертами школы выступили генеральный директор компании «Пульс науки» Аркадий Халюков; президент компании «Антиплагиат» Юрий Чехович; заместитель директора НЭБ eLIBRARY по инновациям в научной коммуникации, доцент кафедры теории вероятностей и кибербезопасности РУДН Дмитрий Кочетков; заместитель заведующего научной лабораторией наукометрии и научных коммуникаций РИЭПП, научный сотрудник лаборатории ИИ и информационных технологий ИВМиМГ СО РАН Денис Косяков; представители компании «Эко-Вектор» Юрий Филиппов и Александр Фирсанов; приглашенный эксперт компании «Пульс науки» Федор Кабанов; директор по развитию компании «Пульс науки», научный сотрудник ГПНТБ России Кристина Боргоякова; директор центра содействия публикационной активности ТГУ, заместитель директора Научной библиотеки Татьяна Полежаева; директор Центра развития и продвижения научных журналов ТГУ Никита Глущенко.
С презентациями спикеров можно ознакомиться здесь.
Справка: Школа «Пульса науки» состоялась 12–13 февраля на площадке Научной библиотеки Томского государственного университета. В мероприятии приняли участие 226 человек из 30 регионов России и Республики Беларусь.
Текст и фото: НБ ТГУ