Top.Mail.Ru

Экономика для неэкономистов

В Институте экономики и менеджмента Томского госуниверситета прошел форум «Тренды экономического и управленческого образования». В фокусе – дискуссия о методике преподавания экономики студентам неэкономических специальностей.

Общее и различное

Зам. декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ученый секретарь ФУМО в области экономики и управления Ирина Телешова подчеркнула уникальность встречи: второй раз за месяц Федеральноe учебно-методическое объединение (ФУМО) по укрупнённой группе специальностей «Экономика и управление» участвует в мероприятии на базе ТГУ.

– Встречаемся в таком формате первый раз, – подчеркнула Ирина Телешова, – и точно не последний: будем продолжать работу.

Эксперт подняла вопрос: в чем преподавание экономики для экономистов должно быть единообразным для всего высшего образования, а в чем – уникальность каждого вуза.

577A3662_1200 конференция в ИЭМ ТГУ.jpg
Зам. декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ирина Телешова на конференции в ИЭМ ТГУ

ФГОС четко определяет: что должно быть в программе, с какими компетенциями, знаниями и умениями должен выйти из вуза студент любого направления подготовки и специальности. Сегодня используется компетентностный подход – каким компетенциями обладает выпускник, что он знает и умеет.

– Сами мы всегда отвечали: в вузе нас научили учиться – это главное. Дальше мы готовы и способны понимать, развивать, создавать новое. Сегодня нам говорят о беспрецедентном давлении рынка труда на образование, о необходимости прикладной подготовки. Хорошо: кого готовим, дайте прогноз по рынку труда. Прогноза нет. Тогда, может быть, мы должны готовить тех, кто будет способен развивать этот рынок труда? Это совсем другая парадигма и установка. При этом мы, конечно, понимаем, как рынок труда устроен сейчас. Но вопрос целеполагания и ранжирования целей – первичный. Именно с этой точки зрения мы должны рассматривать вопрос о том, чему мы должны учить в области экономики неэкономистов. Традиция – хорошо, от нее нельзя отказываться. Но как развиваться? Мы находимся в этой «ловушке», и нам необходимо находить общий язык и решение, – сказала Ирина Телешова.

Необходимо также создать компетентностную модель выпускника: кто он, какими знаниями и умениями обладает. И договориться: как мы обеспечим выпускнику необходимые знания и умения: в виде каких дисциплин и практик, в каком объеме, как будет соотноситься фундаментальная подготовка с прикладной, как эта подготовка будет соотноситься с разными уровнями образования.

Что нас ждет, к чему готовимся и что делаем

Три типа компетенций, которые мы формируем у студентов: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. Вскоре появится еще один вид – общепрофессиональный, единый для всех направлений в рамках группы специальностей.

Универсальные компетенции – то, что едино для выпускников всех направлений определенного уровня подготовки. Пока на стадии проекта и обсуждения. Структура компетенции с точки зрения методики и методологии – сложное образование.

Компетенция «экономическая культура и финансовая грамотность» – то, что является предметом рассмотрения и дискуссий. Проблема в том, что каждый вуз самостоятельно трактует, что за этим стоит, нет единства образовательного пространства. Но шаг в этом направлении сделан: ФГОС будет не только задавать формулировки, но и детализировать их: какие знания и умения должны быть у выпускника по каждому из уровней образования.

– На этом этапе, если нам слово «компетенции» не нравится, можно говорить о педагогически понятных терминах – знания и умения. И с ними работать, – подчеркнула Ирина Телешова. – Командная работа в том, чтобы договориться, что именно мы понимаем под всем этим. Для этого проводятся общие площадки: конференции, круглые столы. И когда мы договорились и пришли к единому мнению - описали цели в виде знаний и умений, - дальше начинается уникальность. Как идти к цели – ответственность каждого вуза. У каждого есть свой опыт, профессорско-преподавательский состав, свои механизмы командной работы.

Экономическая культура и финансовая грамотность – зачем

Судьба компетенции, прописанной сегодня во ФГОС, непростая. До 2019 года ее не было совсем, каждый вуз находил свои решения, как учить неэкономистов экономике. Затем появилось рекомендательное письмо Минобрнауки. Сегодня задача – выработать общий подход в определении этой универсальной компетенции.

– Универсальная компетенция – фундамент, на котором базируются другие виды деятельности, – подчеркнула Ирина Телешова. – Выпускники любых специальностей выходят на рынок труда. С чем они столкнутся, мы говорим о доходах, расходах, учитываем специфику деятельности, говорим, как будет формироваться пенсия (хоть 18-летние пока и не понимают, зачем им это знать). Выпускники будут осуществлять в своих отраслях и предпринимательскую деятельность, и инновационную, и проектную деятельность. Инженер или агроном не только технологически присутствует в своей отрасли, но может быть ее организатором. Если он не знает экономических категорий, как он будет развиваться в своей сфере? Но мы, говоря об универсальной компетенции, сталкиваемся с вопросом: а зачем нам экономическое мышление? У нас есть курс по составлению бизнес-планов. Но это не экономическая культура и не финансовая грамотность. А мы должны выстраивать систему. И при этом говорить на языке знаний и умений определенных предметных областей.

Представители региональных вузов поделились своим опытом преподавания экономики неэкономистам

Декан экономического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского» Елена Огурцова рассказала, что с появлением первых инновационных программ в 2007 году в вузе появилась установка на необходимость выдавать рыночный продукт, организацию инновационных предприятий. Без экономической грамотности этого сделать было невозможно.

До 2019 года (до появления ФГОС 3++) экономика была во всех образовательных программах (их около 300) не менее 72 часов. С 1996 года в течение 20 лет в вузе реализовывался проект «бизнес-колледж»: за небольшую плату студенты могли получить дополнительные специальности в области финансов, рекламы, оценки рисков. С 2013 года студенты могут получить дополнительное образование в рамках дополнительных образовательных программ на 4 курсе. Вуз практикует олимпиаду по экономике для студентов неэкономических направлений подготовки.

– Обучать все специальности по одному шаблону невозможно, – отметила Елена Огурцова. – С каждым факультетом у нас свои добрые отношения, и мы согласовываем, какое свое содержание заложить для каждого факультета. Мы задали содержательную часть программы, а рамки задают сами факультеты, проектировщики образовательных программ. Нашу модель я могу назвать так: мозаичная система – паззл, который мы собираем вручную и формируем компетенции и навыки.

577A3707_1200 Хлопцов ИЭМ ТГУ.jpg
Зав. кафедрой экономики ИЭМ ТГУ Дмитрий Хлопцов

Зав. кафедрой экономики ИЭМ ТГУ Дмитрий Хлопцов рассказал, что кафедра экономики в ТГУ работает на всех неэкономических специальностях уже 125 лет. За это время сложились и традиции, которые нужно сохранять, но и новшества, которые нужно развивать. На слайде – результаты за последние годы. Эти работы делают неэкономисты, чтобы понять экономическую науку.

Был период, когда факультеты стали снижать нагрузку на экономические дисциплины (например, с 200 до 36 часов). Происходило кадровое замещение на сотрудников своих факультетов, поскольку ФГОС ничего не говорил об универсальных компетенциях. Кафедра экономики сократилась с 24 до 9 человек, и результат не заставил себя ждать – в виде резкого снижения качества выпускников.

В 2018 году ТГУ перешел на собственные образовательные стандарты, правила и условия преподавания экономических дисциплин. Были собраны разные структурные подразделения, проведено анкетирование и по итогам введены курсы «экономика» и «предпринимательство».

– Мы поняли, что есть разрыв между теорией, которую преподавали раньше, и прикладными знаниями, в которых нуждаются студенты, – отметил Дмитрий Хлопцов. – И если в Самаре перешли на структуру «базовый блок плюс компетенции вне базового блока для желающих», то мы поступили иначе. Наше решение было – дать экономические знания всем. Широта знаний университетского выпускника должна позволить создавать ему свои проекты, коммерциализировать проекты в своей области.

Именно тогда появилась собственная концепция. Для ее реализации для всех преподавателей ТГУ и других вузов Томска была проведена профессиональная переподготовка при поддержке Фонда Е. Гайдара.

– Были проблемы мотивировать некоторые факультеты принять этот объем, – рассказывает Хлопцов. – Но академическая строгость превратилась в практическую релевантность: нас спрашивали – а что вы дадите нам, в наших прикладных знаниях? Так родилось сотрудничество с факультетами: 85% знаний на универсальную компетенцию и 15% – каждому факультету исходя из запросов.

Старший преподаватель кафедры научных и инновационных технологий в здравоохранении Самарского государственного медицинского университета Дарья Ширяева рассказала об опыте своего вуза. Самарский государственный медицинский университет является разработчиком медтехники, продуктов цифрового здравоохранения, которые внедрены в систему здравоохранения России и других стран. Поэтому здесь решили преломить свой опыт создания инноваций в курс и создание новой образовательной кафедры.

– Поскольку наши продукты коммерциализированы и выведены на рынок, мы передаем эти навыки и компетенции студентам для развития своих стартапов. Чтобы они не просто получали медицинское образование, но имели возможность внедрять и коммерциализировать свои инновационные продукты, – пояснила Дарья Ширяева.

577A3793_1200 в ИЭМ ТГУ.jpg
На конференции в ИЭМ ТГУ

Доцент кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета Анна Кольцова рассказала об изучении в вузе экономики при помощи освоения методов критического мышления и что сотрудники их кафедры обучали экономике двух будущих президентов РФ.

– В вузе высокий запрос на методическое обеспечение преподавания экономики. Способность к критическому мышлению – ключевая сегодня. Его можно развивать из двух подходов: универсальный: модуль «критическое мышление» встраивается в образовательную программу, второй – в рамках отраслевой подготовки, – сказала Анна Кольцова.

Эксперт поделилась набором методических приемов, которые максимально развивают экономическое мышление студентов.

Павел Кондрашов, руководитель Центра цифровой трансформации государственного управления факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова отметил, что ключевой сегодня становится цифровая компетенция.

– Чтобы сегодня правильно войти в цифровой мир, нужно на старте усилить и математическую подготовку, и информационные компетенции. Сегодняшнее управление без цифровых технологий – ни о чем. Нужно добавить эту составляющую в блок универсальных компетенций. У себя мы это закрываем своими силами, но есть сомнения в правильности подхода. Это системные изменения в целом и одно из ключевых изменений в новой модели образования.