Профессор факультета исторических и политических наук Томского госуниверситета Михаил Грибовский выступил одним из спикеров панельной дискуссии «Опыт прошлого в контурах будущего» на Международном научно-фантастическом симпозиуме «Создавая будущее» в Москве. Дискуссия была посвящена изучению практического потенциала истории российской науки.
Эксперты обсудили «большие» проекты, опередившие время, советский опыт научно-технического прогнозирования, массивы накопленных знаний по истории отечественной науки и актуальные форматы их презентации для общества и исследователей будущего.
Михаил Грибовский рассказал о том, какие в XX веке возникали планы и проекты в отношении высшей школы и как эти изменения соотносились с представлениями научных фантастов прошлого столетия о будущем системы образования.
Так, самые радикальные планы в отношении вузов были связаны с периодом революции, когда с новой силой развернулась дискуссия о судьбах университета и о том, какой должна быть высшая школа социалистического государства. Старые (имперские) университеты критиковались за отрыв от жизни, непрактичность, пиетет перед «чистой» наукой.
Как отметил Михаил Грибовский, существовал даже леворадикальный взгляд на университет как на «буржуазный пережиток», который нужно ликвидировать. Ликвидированы университеты не были, но высшая школа была серьезно перестроена. В реформу образования заложили идею отхода от дореволюционной фундаментальности с переходом к подготовке специалистов для конкретных нужд народного хозяйства.
Отсюда, например, одна из наиболее ярких идей – о «заводе-втузе», когда обучение соединено с производством. Втузы были созданы в 1930-е годы и открывались при крупных предприятиях, например, при Ленинградском металлическом заводе.
Другое направление – реформа методов обучения, именно здесь можно увидеть связь с мыслями фантастов.
На рубеж 1920–1930-х годов пришелся период жесткой критики классических форматов преподавания – лекций и семинаров. Лекции критиковались за то, что не создают условий коллективного труда, не связаны с активной работой учащихся, не дают практических навыков.
Предполагалось, что вместо устаревших форматов система обучения в высшей школе должна строиться на «активных методах преподавания»: бригадно-лабораторном методе, переходящем в систему проектов, когда «в основе обучения лежат не предметы, а проекты, увязанные с производственными задачами той или иной отрасли производства; изучение отдельных предметов подчинено данным проектам», и непрерывной производственной практике.
– Эти планы, с переменным эффектом внедренные в жизнь, в чем-то пересекаются с нашим днем, например, это система проектов, – добавляет Михаил Грибовский. – Кроме того, в свете тематики нашей панели и всего симпозиума, небезынтересно взглянуть на то, как на систему образования смотрели фантасты и в какой мере их идеи пересекались с реальной практикой.
Грибовский отмечает три направления мыслей фантастов о системе образования:
- Идея форсирования знания. Человеческий организм имеет ограничения, но как было бы здорово загружать информацию прямо в мозг или передавать информацию из одной головы в другую: шлюз от профессора к студенту (ленты, чипы, «Профессия» Айзека Азимова, «Возвращение» Стругацких, «Матрица»).
- Другое направление связано с роботизацией, искусственным интеллектом. Связь с образованием здесь в том, что роботизация ведет к замещению людей, возникает проблема «лишних людей», тех, кого вытесняют роботы (Азимов еще в 1950–1960-х годах размышлял об этом). С другой стороны, есть идея перманентного переучивания, ее предложил американский философ Элвин Тоффлер в 1970-е годы.
- Наконец, еще одно направление, типичное для жанра антиутопии, – предсказание мира, в котором предназначение и профессия человека определены заранее и система воспитания и образования ведет героев по предначертанному сверху пути. Обычно ничего хорошего из этого не выходит, а герой вступает в конфликт с системой и разрушает ее («О дивный новый мир» О. Хаксли, «Профессия» А. Азимова, «Гаттака» Э. Никкола, «Дивергент»).
– Связь идей фантастов с реальным реформированием, о котором я упоминал ранее, видна через «активные методы преподавания», фокусировку на практическом, а не отвлеченно-теоретическом начале высшего образования, на стремлении форсировать массовую подготовку специалистов, – резюмирует Михаил Грибовский.
Описание и видеозапись дискуссии можно посмотреть здесь:
https://future.russia.ru/program/opyt-proslogo-v-konturax-budushhego
Справка: Международный научно-фантастический симпозиум «Создавая будущее» проходит в Москве с 4 по 6 ноября. К участию в мероприятии приглашены представители органов власти и бизнеса, ученые и инженеры, футурологи и прогнозисты, общественные деятели и представители креативных индустрий из стран БРИКС, ШОС, СНГ и представители других зарубежных государств, разделяющие идею многополярности мира. В числе модераторов и спикеров панельных и экспертных дискуссий симпозиума – министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, заместитель руководителя Администрации президента РФ Максим Орешкин, помощник президента РФ Андрей Фурсенко, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, генеральный директор АО «Первый канал» Константин Эрнст, академик РАН хирург Лео Бокерия, народный артист СССР Юрий Башмет, писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, режиссер Валерия Гай Германика и другие эксперты.
Круглый стол «Опыт прошлого в контурах будущего» подготовлен в рамках реализации инициативы «Работа с опытом и проектирование будущего» Десятилетия науки и технологий.
Международный симпозиум «Создавая будущее» – первое мероприятие Национального центра «Россия», который был создан 1 июля 2024 года по распоряжению Президента Российской Федерации Владимира Путина. Центр призван сохранять наследие Международной выставки-форума «Россия» и демонстрировать достижения страны и ее граждан. В работе центра участвуют федеральные органы власти, государственные компании, корпорации и регионы.
Фото: РИА Новости