«Граница между школой и университетом стирается»

Осенью 2023 года школа № 46 «Открытие» подписала с ПИШ «Агробиотек» ТГУ соглашение о сотрудничестве. Сейчас в школе работает три специалиста от ПИШ, которые ведут внеурочные занятия по химии, робототехнике. Почему совместная работа выгодна школе и университету, как ставятся инженерные навыки школьникам и как соединить инженерное и педагогическое мышления, директор школы «Открытие», выпускник Томского государственного университета Константин Родионов рассказал, как устроена ранняя профориентация. 

«Педагогические университеты не выпускают таких специалистов»

— Константин Викторович, вы окончили факультет инновационных технологий ТГУ. Как вы начали работать в школе?

— Я — выпускник школы № 46. Мама, папа, жена ее заканчивали. Со времен моего обучения произошли огромные изменения, от территориальных мощностей до материально-технической базы. Я не сразу вернулся в родную школу. После окончания ТГУ работал программистом, занимался видеонаблюдением, сайты писал. Наталья Юрьевна, директор школы, звала меня периодически, когда у них ломались компьютеры. Как-то позвала и говорит: «Слушай, тут пришла комиссия, вступили новые изменения». Нужно было получить «корочки» педагога. У айтишника, который работал до меня, их не было, и он не захотел учиться, уволился. Я пришел весной, мне предложили до конца года довести информатику. И все. Это было в 2016 году. После семи лет работы стал директором.

DSC07772_К.Родионов.jpg
Директор школы «Открытие» Константин Родионов

Фото: ПИШ «Агробиотек» ТГУ

— Как у вас получилось соединить инженерное мышление с педагогическим?

— Никто не учил. Вы знаете, стало интересно. Во-первых, когда я пришел в школу, работал один компьютер из 10. Я пришел — стали работать все. Потом стали постепенно обновляться. Стал вводить нестандартные вещи в школе — например, турнир по CS, Dota. Ко мне начали разворачиваться дети. Потом я этих детей обучал программированию и робототехнике, начал на свою «темную» сторону переманивать и гуманитариев. Стало интересно, что дети к тебе поворачиваются и что ты нужен детям. Появилось желание делиться.

— Как живется инженеру в школе?

— Все легко, кроме бухгалтерии. Системность мышления, рациональный подход, подход, в котором есть причинно-следственная связь, помогают выстроить систему. На сегодняшний момент я убежден, что технические дисциплины должны преподавать технари, причем, технари-практики. Чтобы никто не приходил и не говорил, что формула не нужна и в жизни никогда не пригодится. Я всегда мог обуздать ребенка и сказать, зачем я даю, например, теги в html или css или зачем Python. Сейчас новая эпоха развития технического образования, и педагогические университеты не выпускают таких специалистов. Поэтому хорошая идея — в сетевом взаимодействии. На сегодняшний момент одними лишь педагогическими кадрами поставленную задачу не решить.

— Именно в этом помогает сетевое сотрудничество с ПИШ?

— Это образовательная интеграция программы университета в программу школы. Соглашение позволяет нам расширить функционал школы за счет дополнительных сотрудников, материально-технической базы. При таком взаимодействии, когда мы работаем сообща, детки получают углубленное знание, уровень их компетенций выше. Порог между школой и университетом стирается, выстраивается преемственность. Дети в вуз уже идут мотивированные, с пониманием, для чего, куда они идут, за каким знанием и, естественно, с тем багажом навыков и компетенций, которые необходимы вузу.

— Хватает ли в школе кадров, которые могут преподавать естественнонаучные направления?

— Мы можем говорить о качественном образовании, когда есть квалифицированные кадры. Опасения или даже риски в моем случае — нереализации направления в связи с отсутствием какого-то компетентного специалиста.

Возьмем направление искусственного интеллекта, например, беспилотники. У нас с ПИШ взаимодействие, нам приводят сотрудника, который обучен, прошел подготовку на том оборудовании, которое у нас есть, и он без проблем может обучать.

Если мы закрываемся в рамках школы и начинаем решать свои кадровые вопросы самостоятельно, получаем такую проблему, которая не решается в педагогическом колледже и педагогическом вузе. Чтобы таким товарищем обзавестись, мы должны пойти либо в ТГУ, либо в ТУСУР. И там какими-то правдами-неправдами привлекать к себе инженера, переобучать его, и дай бог, чтобы он тут приработался. Слава богу, в том числе благодаря сетевому взаимодействию пока кадровые вопросы остро не стоят.

— Есть ли разница между выпускниками педагогических вузов и узкоспециализированными специалистами ПИШ, которые приходят в школу?

— ПИШ — технари, как правило. Среди них есть те, кто преподавал студентам, но студенты — созревшие люди, которые мотивированы получить профессию. В школе по-другому. Ты, как торговец, должен продать свою дисциплину, заинтересовать, найти колечко, за которое зацепишь ребенка и притянешь его к себе. Здесь, конечно, может у каких-то педагогов этого навыка нет, но он в любом случае появится.

Детки разные. По робототехнике — одни, по беспилотникам — другие. Что самое главное в нашей профессии? Не навредить. У нас надо замотивировать, не отбить желание, ни в коем случае. Потому что если ребенок к тебе не пришел, он же куда-то все равно пойдет. Не на беспилотники — на робототехнику, не на робототехнику — в ансамбль, не в ансамбль — в театральный кружок. И он должен видеть, что к нему везде радушны. Профориентационная работа начинается с 7 класса, пропедевтика в 5 и 6 классах. Чем раньше мы начинаем, тем раньше у ребенка зарождается понимание того, что ему надо.

— Как дети воспринимают специалистов ПИШ?

— Я разговаривал с седьмым классом по беспилотникам: для них специалист ПИШ — педагог и педагог. Нет абсолютно градации, разницы. Дети — добрые, они все чувствуют. Их не обманешь, и когда ты приходишь с добрыми намерениями научить, они к тебе тоже идут. И уже не важно, педагогическое образование, техническое или ты — кандидат наук. Для них это не имеет абсолютно никакого значения. Для них самое главное, что ты для них. У них действительно что-то получается, и они тают.

DSC07740 школа 46 Открытие Томск.jpg
Директор школы «Открытие» Константин Родионов

Фото: ПИШ «Агробиотек» ТГУ

Стирание границы между школой и университетом

— Как реализуются исследования школьников совместно с ПИШ?

— У нас есть пропедевтика, ребенок ходит на внеурочную деятельность. В рамках этой внеурочной деятельности он берет проект, работает с ним. И педагог его ведет, на кафедру в университете может свозить. А когда ребенок уже в профиле, у него вариантов нет. Он именно в этом профиле выбирает себе исследовательский проект, на базе лабораторий его проводит. Он не боится, выступает, тему свою развивает.

— Какие приборы и лаборатории сейчас доступны школьникам?

— Сейчас у нас материально-техническая база более чем достаточна. В процессе работы, безусловно, будем развиваться, учить детей, учиться сами. По мере потребностей будем увеличивать материальную базу.

Если мы говорим про химию, закуплено все необходимое, чтобы реализовывать, как мне сказали, программу третьего курса — управление химическими процессами, сборку химических процессов. У нас есть лабораторные столы, где дети могут проводить практические занятия, лабораторные занятия, которые значительно увеличат понимание и кругозор в области химии.

У нас на биологии есть гидропонные установки, ламинарные шкафы, физическая лаборатория, при помощи которой можно изучать строение человека, мышц.

В области искусственного интеллекта разные подсекции, есть лаборатория схемотехники. Там мы при помощи пайки и без пайки учим программировать. Знакомим с компонентной базой. Учим производству печатных плат. Есть VR-класс, где дети создают свои виртуальные миры.

По беспилотникам сейчас мы попали в федеральный проект, будем опорной школой по беспилотным летательным аппаратам, сейчас нам еще расширят материальную базу, мы закупим еще больше беспилотников. Дополнительно у меня появилась идея создать на улице за тепличным комплексом полигон беспилотных летательных аппаратов. Он будет стационарный, мы будем проводить различные соревнования и в принципе приводить всех желающих, кто бы хотел поэкспериментировать со своими беспилотниками.

— Почему стирание границы между школой и вузом важно?

— За последние годы у меня сложилось мнение, что дети боятся вузов и уходят в СПО. Есть детки, которым нужно показать, что нет ничего страшного, что в вузы нужно идти. Сверху нам говорят, что любая инженерная инициатива в приоритете, поэтому надо детям показывать, говорить об этом. Зачастую самый мотивационный момент — стереть пелену, через которую ребята смотрят и говорят, что «вышка» это тяжело. Ничего тяжелого нет. Идите и смотрите. Вы будете заниматься практически тем же, что и в школе, но на более углубленном уровне.

— Какие в будущем возможны взаимодействия с ПИШ, с вузом?

— Совместные мероприятия. Летом мы договариваемся, что будут каникулярные смены. Трудовой лагерь, инженерная смена, хим-био. Такого рода взаимодействие. Участие в научных конференциях, защита научных проектов. Профориентационная деятельность, выезды в лаборатории, выезды на какие-то предприятия.

Сегодняшнее поколение немножко аморфно, и его надо подпинывать и подпинывать все время. Потому что это поколение пока катится по инерции. Какую силу придал, так и катится. Поэтому со стороны педагогов необходимо периодически подбадривать, наблюдать, вводить, чтобы это желание в глазках не угасло. Потому что иначе можем их потерять.

Текст и фото: ПИШ «Агробиотек» ТГУ