За время удаленной работы в условиях глобального локдауна из-за пандемии COVID-19 сотрудники и студенты Томского государственного университета сделали большой шаг в наращивании своих цифровых компетенций и продолжают их совершенствовать. В рубрике «Сокращаем дистанцию» мы рассказываем об инновациях, разработанных и применяемых в университете во время «удалёнки», делимся лайфхаками, чтобы успешно учить и учиться, работать и жить в новой постпандемийной гибридной реальности.
Виртуальные лаборатории: новые возможности и перспективы
Появление технологий виртуального моделирования физических, химических и других процессов значительно расширило учебные и научно-исследовательские возможности студентов и преподавателей. Лаборатории-симуляторы открыли перспективу увеличения числа образовательных онлайн-программ, в том числе, по естественно-научным и техническим направлениям подготовки. Однако острую необходимость в лабораторных симуляторах вузы ощутили при переходе в дистанционный формат работы в связи с пандемией. Те, кто попробовал и внедрил в образовательный процесс виртуальные лаборатории, смогли оценить их преимущества.
Институт дистанционного образования ТГУ
Об опыте работы с виртуальной лабораторией Labster рассказывает Ирина Александровна Курзина, д-р физ.-мат. наук, профессор химического факультета НИ ТГУ, руководитель магистерской программы «Трансляционные химические и биомедицинские технологии».
— Идея приобретения виртуальных лабораторий возникла еще до пандемии, когда в университете только начали внедрять дистанционное обучение. Некоторые эксперименты в области химии и биологии являются весьма дорогостоящими или их невозможно технически провести на базе университета, но такие симуляции представлены в каталоге Labster. Каждый студент может попробовать выполнить работу, разобраться в процессах и оборудовании, поэтому нам хотелось предоставить такую возможность каждому обучающемуся.
Когда мы впервые увидели симуляции Labster, попробовали демоверсию, то поняли, что такие программы открывают большие возможности для преподавателей и студентов, позволяя изучать теорию в сочетании с практикой.
Риски, конечно же, ощущали. Опасались, что не справимся с интеграцией лабораторий в LMS MOODLE, преподавателям будет сложно работать с симуляциями, освоить новый интерфейс, но эти риски не оправдались, так как компания предоставляют очень доброжелательную и профессиональную техническую поддержку. Сотрудники компании провели несколько обучающих семинаров для преподавателей, в некоторых случаях работали индивидуально, помогая справиться с техническими проблемами. Было опасение, что студентам будет неинтересно такое обучение, но симуляции разработаны так, что теория закрепляется тестами в процессе изучения, необходимо делать расчеты, достаточно много вовлекающих игровых элементов. Даже сложная информация подана в доступной форме, очень наглядно и подробно.
Так случилось, что наше внедрение в учебный процесс Labster совпало с началом пандемии, когда не было возможности проводить эксперименты в реальных лабораториях, и можно сказать, что симуляции стали спасением для преподавателей и студентов. Коллег порадовало то, что к каждой лабораторной работе прилагается набор тестовых заданий, протокол работы и шаблон для отчета, которые можно использовать по желанию. Они также отметили, что в кабинете преподавателя отображается, сколько попыток сделал студент, и как много времени заняло выполнение работы. Такая информация помогает выявить сложные темы для студентов и уделить им больше внимания. Важно, что в Labster обучающиеся не могут приступить к выполнению экспериментальной работы, пока не сдадут теорию. Всё как в реальности. Студенты же оценили наглядность теоретического обучения, а также возможность заглянуть внутрь реакций и процессов, рассмотреть подробно каждый прибор и препарат. Практически все элементы симуляции интерактивные, их можно «потрогать». Помимо этого, виртуальные симуляции дают возможность проведения работ, которые технически невозможны в лабораториях университета. Например, некоторые работы чрезвычайно длительны, в реальности их невозможно осуществить в рамках лабораторного занятия. В симуляции же время идет иначе, что позволяет ускорить некоторые процессы. Также студент может тренироваться в симуляции, пробовать разные варианты проведения эксперимента, а затем перенести свой успешный опыт в реальную лабораторию.
Тем не менее, мы с коллегами пришли к выводу, что лучше всего использовать Labster в сочетании с работой в реальных лабораториях, особенно, если это студенты первого курса бакалавриата и только-только начинают свой путь в научных исследованиях. Если же использовать симуляции со студентами, которые уже работали в реальных лабораториях (старшие курсы и магистратура), то ребятам довольно легко разобраться с виртуальными симуляторами, изучить некоторые методы практически с нуля, а затем применить полученные знания на практике.
Коллегам с других факультетов рекомендуем обратить внимание на возможности виртуальных лабораторий и оценить перспективы их внедрения в образовательные программы.
По вопросам тестирования демоверсии и использования лицензионной версии Labster в ТГУ можно обращаться к начальнику Учебного офиса сопровождения онлайн-программ – Масловой Дарье Александровне, da_maslova@ido.tsu.ru.
Полезные ресурсы:
-
Лаборатория VR/AR ТГУ (партнерский проект с IT-компанией Rubius на базе ИПМКН)
-
О многообразии и возможностях виртуальных лабораторий (статьи на сайте ITMO.Expert)
-
Онлайн-лаборатория Labster (презентационный видеоролик)
-
International Journal of Emerging Technologies in Learning (междисциплинарный научный журнал о внедрении новейших технических решений в онлайн-образование, открытый доступ, Q2)
СКАЧАТЬ «7 аргументов в пользу виртуальных лабораторий»