Как говорится, «нет худа без добра» или «всё, что нас не убивает, делает нас сильнее». За время удаленной работы в условиях глобального локдауна из-за пандемии COVID-19 сотрудники и студенты ТГУ сделали большой шаг в наращивании своих цифровых компетенций и продолжают их совершенствовать. Приглашаем вас присоединиться к нашей новой рубрике «Сокращаем дистанцию». В ней мы будем рассказывать об инновациях, разработанных и применяемых в университете во время «удалёнки», делиться лайфхаками о том, как нам с вами успешно учить и учиться, работать и жить в новой постпандемийной гибридной реальности.
Всё ближе день, когда преподаватели и студенты всего мира смогут вернуться в свои кампусы. Но пока университетское сообщество осваивает разные типы и инструменты смешанного обучения, позволяющие сочетать онлайн и офлайн-форматы занятий. Сегодня мы предлагаем познакомиться с аудиториями самозаписи и платформой «Актру», недавно появившимися в ТГУ.
Аудитории «Актру»: «традиционные» занятия для преподавателей — новые возможности для студентов
Платформа «Актру», как синтез физической и цифровой среды, создана ТГУ совместно с индустриальным партнёром — компанией «Брюллов Консалтинг». Оборудование для использования этой платформы установлено в нескольких аудиториях кампуса. «Актру» позволяет проводить занятия одновременно в онлайн и офлайн-режиме и записывать их веб-камерой высокого качества, что позволяет видеть информацию на доске. Автоматически сгенерированные субтитры речи преподавателя позволяют легко найти и воспроизвести информацию с точностью до секунды. Видеозапись автоматически сохраняется на портале «Актру» и доступна студентам в любое время.
Институт дистанционного образования НИ ТГУ
Одним из первых освоил аудиторию «Актру» Леонид Владимирович Гензе, кандидат физико-математических наук, декан ММФ, доцент кафедры математического анализа и теории функций ММФ НИ ТГУ:
— В прошлом семестре, как только у нас на факультете появилась такая аудитория, я начал проводить в ней занятия с математиками-бакалаврами 3 курса (дисциплина "Функциональный анализ"). Трудностей и опасений я не испытывал. Специалист ИДО Дарья Маслова мне все предварительно объяснила, а перед самой лекцией помогла с настройкой оборудования. В целом, там все достаточно просто.
Процесс ведения занятия в такой аудитории максимально приближен к обычному: есть и маркерная, и меловая (что мне удобнее) доска. Сейчас, в период смешанного обучения, особенно ценно, что часть студентов может присутствовать в аудитории, а часть — работать удаленно. При этом автоматически происходит запись лекции, которую потом можно использовать как угодно: и студентам выложить, и редактировать запись, и посмотреть на себя со стороны (часто ли употребляешь слова-паразиты, как распоряжаешься доской, оптимальны ли скорость говорения и паузы и т.п.). И еще один плюс — в записанных лекциях есть поиск по аудиодорожке (удобно искать нужный фрагмент).
Аудитории «Актру» подходят, в первую очередь, для лекций, особенно, если вы хотите вести их видеозапись по ходу занятия. Но в аудитории можно вести и обычные практические занятия — находящихся в аудитории студентов можно вызывать к настоящей доске.
Тем, кто не решается попробовать вести занятие в аудитории «Актру», я бы посоветовал не бояться. При наличии помощника, который осуществит стартовую настройку, лекция в такой аудитории станет просто обычной лекцией, а значит, преподаватель почувствует себя в привычной (немного забытой) обстановке.
Аудитории самозаписи: создание видеоконтента для курса по ходу занятия
С начала второго семестра на каждом факультете ТГУ оборудованы аудитории самозаписи, позволяющие преподавателям проводить пары в дистанционном формате c программно-аппаратным комплексом, куда входит ноутбук, камера на штативе, спикерфон, документ-камера, флипчарт и графический планшет. В этих аудиториях преподаватели могут записывать скринкасты (запись информации на экране). Аудитории самозаписи идеально подходят для проведения дистанционных занятий и создания микроконтента для электронных учебных курсов.
Институт дистанционного образования НИ ТГУ
Оценила образовательный потенциал аудитории самозаписи Кристина Михайловна Цайзер, специалист по учебно-методической работе факультета довузовской подготовки НИ ТГУ:
— Еще поздней осенью я начала проводить онлайн-уроки в этой аудитории, так как техническое обеспечение в ней было лучше, чем дома. Можно и у доски урок вести, и презентовать информацию на планшете, и работу над ошибками проводить. Аудитория самозаписи располагает к проведению практических (в моём случае, языковых) занятий. Конечно, лекции с таким же успехом можно проводить дома, но если есть необходимость в их качественной записи, то можно по ходу курса воплотить идею перевёрнутого класса. Уверена, эта технология будет актуальна не только в режиме дистанционного обучения. К записям лекций можно отсылать студентов, чтобы освоить новый материал или лучше понять пройденный.
Поэтому у нас с коллегами назрела необходимость создания коротких видеоуроков, чтобы наши иностранные студенты могли многократно повторять материал и обращаться к нему в любое время. Из этих видеоуроков у нас получился курс «Русская грамматика».
Для меня и моих коллег это были первые пробы, но все прошло гладко. На начальном этапе нам помогли техники: познакомили с оборудованием, оперативно отвечали на вопросы и решали мелкие проблемы. Мы быстро освоились, и даже провели серию обучающих вебинаров для преподавателей, на которых присутствовали коллеги из Томска и других городов! Поводов для вдохновения много, главное начать!
Полезные ресурсы
-
Применяем записанные лекции, чтобы «перевернуть класс» (С. В. Велединская, директор ЦПКП ТГУ)
Благодарим за участие в подготовке выпуска преподавателей университета, сотрудников Института дистанционного образования ТГУ и Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ.