За рамками лекций и статей: как создаются научпоп-подкасты ТГУ

За рамками лекций и статей: как создаются научпоп-подкасты ТГУ

Научно-популярный подкаст «Качай нейрон» появился в ТГУ почти два года назад. Рассказываем, как он стартовал и трансформировался, в чем основная сложность производства подкаста и что ученые ТГУ думают о такой популяризации науки. 

Чтобы зарядить мозг 

Первый выпуск подкаста «Качай нейрон» вышел 6 февраля 2020 года. Он был посвящен молоту Тора и стал одним из самых прослушиваемых. В джингле первого выпуска звучит голос Игоря Старовойтова, корреспондента Мультимедийного центра Управления информационной политики ТГУ: «Качай нейрон с учеными Томского государственного». Эта фраза будет сопровождать подкаст на протяжении трех сезонов.

— Мы в Мультимедийном центре всегда работали чуть ли не во всех существующих форматах. Закономерно, что однажды решили делать свои подкасты. Популярность формата игнорировать мы не могли, — говорит Игорь Старовойтов

Основной целью подкаста на старте, по его словам, стала популяризация исследований ученых вуза. Предполагалось, что это будет научпоп, привязанный к мировой повестке, — наука, которая помогает людям. 

Полина Смирнова работает в Управлении информационной политики ТГУ SMM-специалистом. Вместе с Игорем она начинала делать «Качай нейрон», занималась постпродакшеном. 

— Мы набрасывали разные названия подкаста, Игорь предложил «Качай нейрон». Предполагали, что это будут небольшие подкасты, чтобы «зарядить мозг». Когда создавали подкаст, делали, как все. Потом, когда рынок стал более насыщенным, мы решили, что нужно отличаться, — рассказывает Полина.

По данным исследования «Яндекса» о подкастах, категория «Наука и образование» занимает второе место по количеству выпусков на «Яндекс.Музыке». Всего на сервисе 11,5 тысяч подкастов, пять тысяч запустились в 2020 году. 

Запись подкаста

Разжевать всё от и до 

— С учеными сложностей не было, многие были заинтересованы в популяризации своих трудов, но бывали и отказы. По разным причинам: большая занятость, непонимание формата и вечная проблема — нежелание, а порой неумение донести сложную узкоспециализированную информацию до рядового слушателя, — говорит Игорь Старовойтов

Он признается, что сам гуманитарий, историк по образованию, и поэтому иногда просил ученых «разжевать все от и до». Так Игорь погружался в тему, а гость подкаста понимал, что надо говорить проще. С некоторыми учеными ведущий подружился:

— Не забуду наш подкаст с Вячеславом Гойко (прим. автора — директор Центра прикладного анализа больших данных ТГУ). Мы с ним неформально общаемся, и это обстоятельство сказалось на процессе записи. Иногда срывались до истерического смеха, приходилось некоторые кусочки перезаписывать. 

Вскоре, помимо науки, в «Качай нейроне» появились социальные, культурные темы, жизненные лайфхаки, а фраза «Качай нейрон с учеными Томского государственного» трансформировалась в «Качай нейрон с Томским государственным». Сменилась и команда — теперь это Вера Тарасова, Алена Лузина и Игорь Колмаков — редактор, директор и корреспондент Мультимедийного центра УИП ТГУ. 

DSC_2097.jpg

«Подкасты больше нужны нам, чем ученым»

Мультимедийный центр находится во втором корпусе ТГУ, крутая лестница ведет в кабинет на последнем этаже, где обычно сидят Алена, Вера, Игорь. Этажом ниже расположена студия, куда приходят ученые и ведущие, чтобы писать «Качай нейрон». По словам Веры, обычно записи проходят ранним утром. Производством подкаста занимаются шесть человек, еще два — постпродакшеном.

— Темы у нас придумываются иногда просто на ходу, бывает так, что мы в разговоре обсуждаем какую-то тему и такие: «О, надо сделать про это подкаст, это проблема, давайте ее решим», — объясняет директор мультимедийного центра ТГУ Алена Лузина

— У меня муж постоянно играет в Counter-Strike, я жаловалась, что он много время проводит не со мной, а с компьютером. И это вылилось в подкаст про киберспорт, — добавляет редактор мультимедийного центра ТГУ Вера Тарасова

По словам девушек, когда темы сложные, они берут направления, которые им близки. Например, Алене — космос, а Вере — физика. 

— [Подкасты] больше нужны нам, чем нашим ученым, потому что у них основная задача — совершать открытия. Сейчас, конечно, идет перестройка, они понимают, что об открытиях нужно правильно уметь рассказывать, поэтому стало легче, — говорит Вера.

Она отмечает, что важный этап в производстве университетского подкаста — это согласование: 

— У нас сложная история с согласованием. Это чисто университетская вещь, потому что, во-первых, можно наделать много научных ошибок. Условно, мы вырезали предложение из речи ученого, а оно было ключевым, вся суть исследования была в нем. Если мы выпустим подкаст без согласования, мы подведем ученого, будем выглядеть глупо для научного сообщества.

На вопрос «Чувствуете ли вы себя популяризаторами науки?» Вера отвечает: «Мы самокритичные, я не чувствую себя популяризатором, у меня цель — сделать хороший продукт». Алена соглашается с ней и добавляет: «Если только для мамы популяризирую». 

Алена Лузина на записи подкаста

«У меня есть мечта»

Ирина Поправко, кандидат исторических наук, в ТГУ руководит магистратурой по социальной антропологии. Она сама пришла к ведущему «Качай нейрона» с просьбой рассказать об этой магистерской программе.

Ирина признается, что у нее был опыт работы радиожурналистом, поэтому она знает, как говорить просто о сложном, на записи Ирина приводила примеры, чтобы зацепить слушателей. 

— Мне нравятся подкасты, любимые — «Так вышло», «Голый землекоп», «Сперва роди», «Деньги пришли». Я думаю, что это очень перспективный жанр для популяризации науки, где в центре — рассказывание историй. У меня есть мечта — сделать антропологический подкаст, но пока нет времени и команды, — делится планами она. 

За рамками лекции и статьи

Александр Головин, создатель и ведущий еженедельного подкаста о науке и критическом мышлении «КритМышь» (Санкт-Петербург), говорит, что часто ученые, если они никогда не выходили за рамки стен академии, думают, что в подкасте нужно читать лекцию. 

— [Ученые] часто боятся отступать от сценария. У них есть опасения, что если они скажут что-то не то, то им за это что-то будет: высмеют коллеги, что-то скажет руководство. Люди, готовые рассуждать, встречаются редко, — размышляет Александр. 

Ведущий «КритМыша» говорит, что отдельного рынка научно-популярных подкастов в России сейчас нет, считает, что таких подкастов не хватает. 

— Подкасты могут подсветить в науке то, что остается за кадром, за рамками лекции и статьи. В этом формате можно уйти в сторону, рассказать, что стоит за открытием, послушать голоса людей, которых мы обычно не слышим. Это возможность услышать, как происходит наука, что в голове у ученого,  — говорит он.

Монтаж подкаста

Не факт, что томичи

Подкаст «Качай нейрон» выходит раз в две недели по средам, выпущено 69 эпизодов, суммарное количество прослушиваний — девять тысяч, а средний процент дослушиваний — 75%. 

Герой первого-пилотного выпуска подкаста, научный сотрудник лаборатории терагерцовых исследований научного управления ТГУ Даниил Кобцев рассказал, что после выхода эпизода о молоте Тора его начали спрашивать, что такое пьезоэлектрические кристаллы. Этот выпуск до сих пор остается одним из самых популярных на «Яндекс.Музыке». 

По словам Веры, «Качай нейрон» «застолбил» тему науки на местном рынке подкастов, но создан он не только для томичей. 

— Наша целевая аудитория — интересующиеся, даже не факт, что томичи. Мы стараемся в формулировке темы не делать привязку к вузу, чтобы тема была интересна человеку из Калининграда, Воркуты, без разницы, откуда, — объясняет Вера. 

Возраст слушающих подкасты — от 18 до 35 лет, но есть и сорокалетние-пятидесятилетние слушатели, им интереснее фундаментальные темы. Дальнейшее развитие подкаста Вера и Алена видят в видеоформате — с учеными не только ТГУ, но и других вузов. Так они смогут рассказывать о глобальных процессах. 

— У меня есть знакомая, которая шикарно рассказывает, как она придумала свою разработку. В звуке это прикольно, а если это еще вживую видеть — жестикуляцию, мимику — появится внешность. Мы будем показывать человека, и мне кажется, это будет больше помогать популяризации науки, — считает Вера. 

Кристина Прошкина, ФЖ ТГУ