Ветераны СВО получают в ТГУ психологическую поддержку

Осенью минувшего года ТГУ инициировал пилотный проект по оказании помощи ветеранам специальной военной операции, вернувшимся домой. В феврале 2023-го началась реализация этой комплексной программы, включающей, в частности, психологическую помощь. Также организаторы проекта уделяют особое внимание профориентации, переобучению и последующему трудоустройству ветеранов – и всё это бесплатно. 

Университетский пилотный проект «Социально-психологическая поддержка ветеранов СВО» включает несколько глобальных аспектов: психологическое сопровождение, получение новой специальности и трудоустройство участников боевых действий. Работа психологов ТГУ, в свою очередь, имеет несколько содержательных направлений. Так, сотрудники кафедры генетической и клинической психологии ФП ТГУ провели краткий образовательный курс, посвященный психологическим особенностям и способам взаимодействия с участниками СВО, для сотрудников колл-центра, созданного Институтом дистанционного образования ТГУ и руководителей образовательных программ. 

– Конечно, наши коллеги – участники проекта – имеют малое представление о том, как экстремальная ситуация, «боевой стресс» влияют на психику человека, побывавшего в зоне боевых действий, и трансформируют ее. Поскольку специализацией нашей программы профессиональной подготовки по клинической психологии является «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях», мы взяли на себя обучающую роль: провели три погружающих «в ситуацию» занятия, – поясняет заведующая кафедрой генетической и клинической психологии ФП ТГУ Татьяна Левицкая

Так, сотрудники ФП рассказывали, какие психологические, психофизиологические и личностные изменения могут наблюдаться у людей, принимавших участие в боевых действиях, об особенностях коммуникации с ними в процессе телефонного разговора и в дальнейшем в процессе обучения, что такое посттравматическое стрессовое расстройство и каковы его основные признаки. 

Сейчас на кафедру с просьбой провести подобный мастер-класс обратились сотрудники МФЦ, поскольку там начинает действовать «горячая линия» и психологи МФЦ должны уметь коммуницировать и при необходимости оказывать экстренную психологическую помощь ветеранам СВО. 

– Мы и сами осваиваем новую для себя деятельность, поскольку впервые столкнулись с оказанием помощи ветеранам боевых действий. Новые реалии жизни учат быстро перестраиваться и стараться быть полезными, – отмечает Татьяна Левицкая

Вторая задача психологов имеет уже практическую направленность – это психологическое сопровождение ветеранов СВО в групповом формате, так называемые «группы саморегуляции». С конца февраля и в течение марта в малых группах в онлайн-формате ветераны – участники проекта, работая с психологом, «входили в проект», знакомились друг с другом, говорили о своих проблемах и ожиданиях, выстраивали «траекторию будущего», а самое главное – обучались простым механизмам саморегуляции и самопомощи для облегчения реадаптации к условиям мирной жизни. 

В частности, военные знакомились с методами, позволяющими расслабляться, снимать физиологическое напряжение, справляться с паническими атаками и эмоциональной напряженностью, знакомились с релаксационными методиками, которые позволяют, к примеру, снять напряжение и усталость. 

– Человеку, попавшему в экстремальную ситуацию, приходится очень быстро к ней адаптироваться, закреплять определенные навыки военной обстановки, так как это напрямую связано с сохранением их жизни. А вот обратный процесс – реадаптация – зачастую происходит не столь быстро и гладко. Это связано с тем, что «приобретенные навыки выживания» вместе в военным возвращаются в мирную жизнь. И если в экстремальной ситуации они спасали человеку жизнь, то в мирной обстановке со стороны окружающих, по меньшей мере, воспринимаются весьма необычно, что еще больше усиливает дезадаптацию вернувшихся из зоны СВО, – комментирует Татьяна Левицкая

Поэтому задача психолога состоит еще и в том, чтобы объяснить участнику боевых действий, что все его реакции на окружающий мир по возвращению ожидаемы и на данный момент нормальны, но с этим необходимо работать. Это тоже являлось темой групповых занятий. 

Между тем, поскольку у задействованных психологов ранее не было опыта работы с участниками боевых действий, коллектив опасался, что будет достаточно сложно найти контакт с ветеранами боевых действий. Зачастую люди не видят особой разницы между психологом и психиатром, переживают, что общение с психологом может сказаться на их дальнейшей профессиональной деятельности, и особенно это касается людей, работающих в военных структурах. 

– В связи с этим было некоторое опасение: что участие в проекте психологов, с одной стороны, необходимо, но с другой стороны, может несколько отпугнуть людей от участия в проекте и возникнет проблема с набором слушателей, тем более что проект особо не анонсировался. Но, к счастью, наши опасения не оправдались, и по отношению к психологам тоже. Сработало народное сарафанное радио, и к нам начали обращаться ветераны не только из Томска и Томской области, но и из других регионов РФ, – добавляет Татьяна Левицкая

Уже в процессе ведения групповых занятий ветераны начали озвучивать положительные отзывы и говорить о необходимости психологической помощи и участия психологов проекте. В частности, вернувшиеся из зоны СВО отмечали, что именно в такой ненавязчивой психологической поддержке они и нуждаются, где нет необходимости выворачивать душу наизнанку, но есть возможность говорить, озвучивать свои эмоции, ощущать внимание и поддержку. 

Есть еще «внутренняя кухня» деятельности психологов в данном проекте. Это анализ и обработка тестовых методик, которые заполняют участники на входе в проект. Такие методики необходимы для более глубокого понимания психологических и личностных особенностей участников, чтобы дальнейшая учебная и, если понадобится, реабилитационная деятельность были индивидуально ориентированы на каждого конкретного человека. 

На данный момент групповые психологические занятия уже завершены, но в некоторых групповых чатах участников проекта имеется закрепленный психолог, который в случае необходимости может оказать экстренную психологическую помощь и ответить на вопросы о психологическом здоровье слушателей. Кроме того, с психологами ТГУ в рамках проекта сотрудничают коллеги из НИИ психического здоровья, так что ветераны, нуждающиеся не просто в психологической, а в медико-психологической помощи, могут получить ее у этих специалистов. 

В случае набора «второй волны» в этот проект сотрудники кафедры генетической и клинической психологии ФП ТГУ продолжат свою работу.