В условиях глобальной цифровизации резко возросло количество преступлений, связанных с использованием гаджетов и цифровых технологий. Доступность интернета создала благоприятную среду для мошенников, которые используют всё более изощренные методы, чтобы выманить деньги у жертв. Мы поговорили с учеными Института экономики и менеджмента Томского госуниверситета Мариной Рыжковой и Михаилом Чиковым о том, каким образом мошенники находят «болевые» точки жертв, как не поддаться на манипуляции и почему телефон – средство повышенной опасности.
Исследования, нацеленные на обеспечение цифровой защиты человека, проводятся в ТГУ в рамках стратегического проекта «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества». Проект реализуется при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».
ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ИСТОРИЮ
– Возможно, этот вопрос прозвучит наивно, но есть ли надежные способы защитить себя от цифровых мошенников?
Марина Рыжкова: Есть некоторые возможности, но пока их немного и предоставляются они только ведущими банками страны. Например, можно установить запрет на взятие кредитов онлайн. Именно их мошенники часто оформляют на ничего не подозревающих граждан. Но необходимо осознавать, что преступники, скорее всего, не будут брать на вас кредит в банке, где предпринимаются серьезные меры защиты клиентов. Есть множество финансовых организаций средней руки, есть микрофинансовые организации, которые вовлекаются в незаконные схемы оборота денег.
Поэтому прежде всего нужно завести привычку проверять свою кредитную историю. Если вы узнаете, что на вас оформлен кредит, вы сможете начать действовать. Проверить свою кредитную историю можно через Госуслуги. Дважды в год вы имеете право сделать это бесплатно. Там же можно написать заявление и запросить список кредитных бюро, в которых хранится ваша кредитная история. В России таких бюро несколько, и ваша история может храниться одновременно в нескольких. Если хотите проверять эти данные чаще, придется заплатить деньги. Через настройки можно сделать так, чтобы вам приходили уведомления о том, что от вашего имени пытаются взять кредит, правда, это платная услуга.
Михаил Чиков: Весной 2025 года у граждан появится возможность устанавливать самозапрет на выдачу потребительских кредитов и микрозаймов. Такое решение было утверждено правительством РФ в 2024 году. Там будут разные варианты: например, запретить себе брать кредиты онлайн, но оставить такую возможность офлайн. Запретить все или разрешить все и другие варианты. Очень уместно помочь установить такой запрет своим пожилым родственникам. Сделать это для себя и близких можно будет через МФЦ или Госуслуги.
– Какие схемы чаще всего используют мошенники, чтобы незаконно оформить кредит на человека?
Марина Рыжкова: Таких схем великое множество, и каждый день появляются новые. Мошенники постоянно совершенствуются. Среди них, конечно, есть и дилетанты, но немало тех, кто обманывает изощренно, с применением современных технологий, например, подделывая с помощью ИИ изображение, голос или даже видео человека.
Среди довольно ходовых схем – звонок из якобы Пенсионного фонда. Чаще всего такие звонки поступают людям предпенсионного возраста, по поводу которых мошенники заранее навели справки и понимают, что звонок из ПФР заставит человека беспокоиться.
Ему говорят: «У вас недоучтен стаж. Приходите в ПФР, мы все проблемные моменты решим». Предлагают удобное время и как будто бы ставят в электронную очередь. Затем просят назвать цифры, которые пришли на телефон. Человек, который находится в смятении по поводу недоучтенного стажа, называет цифры «электронной очереди», которые на самом деле, скорее всего, присланы с Госуслуг для подтверждения входа.
Мошенники вводят их и попадают в личный кабинет своей жертвы. Первым делом они меняют пароль для входа – и всё, ваши Госуслуги со всеми данными паспорта и другой информацией попадают в руки злоумышленников. Либо код может быть прислан для подтверждения при онлайн-оформлении кредита. Как уже было сказано ранее, вариантов обмана и «легенд» у мошенников великое множество: замена счетчиков, письмо из МФЦ и так далее.
Самое правильное в случае такого звонка прервать разговор в самом начале. После этого можно перезвонить в ту организацию, представители которой вам только что звонили. С высочайшей долей вероятности, там вам ответят, что никаких звонков вам не совершали.
Если вы все же стали жертвой мошенников и понимаете, что ваши Госуслуги взломаны, первым делом необходимо обратиться в полицию, чтобы данный факт был максимально быстро зафиксирован. После этого пострадавшего обычно направляют в МФЦ, где решается проблема утраченного доступа. Если человек будет действовать с промедлением, преступники могут успеть через Госуслуги сделать новую электронную подпись жертвы.
Тогда спектр действий, которые мошенники могут предпринимать от имени обманутого человека, в том числе брать кредиты, становится еще больше. И тем сложнее жертве потом доказать, что это сделано не по собственной воле.
ПАУЗА ПО СТАНИСЛАВСКОМУ
– Есть какая-то статистика относительно того, как чаще происходят цифровые мошенничества? Какой канал связи в этом смысле наиболее опасен?
Михаил Чиков: Нет, точной статистики нет и, наверное, быть не может. Не все пострадавшие обращаются в правоохранительные органы. Порой человека гнетет вина за то, что он поддался на уловки махинаторов, и он не подает заявление в правоохранительные органы. Однако можно сказать, что с началом широкого использования мессенджеров Telegram и WhatsApp мошенничеств стало гораздо больше.
Главная причина в том, что в мессенджерах легко сделать поддельный профиль и поставить нужную аватарку, которая сбивает человека с толку. Например, преступники часто используют фотографии публичных личностей либо берут фото с личных страниц в соцсетях. Там же они находят друзей и родственников этого человека, которые становятся потенциальными жертвами.
Еще важный момент – когда вам звонят по WhatsApp, это выглядит как звонок с телефона, на экране красная трубка и зеленая, и человек не успевает сориентироваться. Он думает, что ему звонит именно тот человек, имя которого он видит на экране. Именно спешка, неспособность остановиться и сконцентрироваться приводит человека в руки мошенников. Нужно завести такое правило – никогда не принимать поспешных решений и действий!
Если звонок кажется вам важным, найдите важную причину, по которой вы не можете говорить, например: «Я захожу к врачу. Я на совещании», и попросите вам написать. В таком случае вы выиграете время. Когда вы в переписке, а не в разговоре, вы можете успеть что-то погуглить, кому-то позвонить, например, близким, чтобы навести справки относительно того, что вам сказали. Вы сможете обратить внимание на те детали, на которые не обратите в момент разговора. Так у вас будет гораздо больше шансов распознать мошенников.
Кстати, совершенно не обязательно вас при первом же разговоре попросят назвать цифры. Иногда схема развода человека бывает более сложной. Во время первого или второго звонка о вас собирают информацию, определяют ваш психотип, ищут «слабое» место (семья, работа, какое-то событие, статус пенсионера и так далее), чтобы дальше «раскручивать» в своих корыстных целях. Под людей, достаток которых очевиден, разрабатывают специальные сценарии, задача которого все та же – выманивание денег.
ОНИ ЗНАЮТ, НА ЧТО ДАВИТЬ
– Среди жертв мошенников не только очень пожилые люди, которые не сильны в цифровых технологиях. Хватает и молодых, продвинутых, и очень умных. Как преступникам удается их развести?
Марина Рыжкова: Дело здесь не в уровне интеллекта жертвы или в ее жизненном опыте. В первую очередь значение имеет эмоциональное состояние человека. И банковские сотрудники, которые сталкивались с ситуациями, когда жертвы брали кредиты под давлением мошенников, и сами жертвы рассказывают о том, что на них было произведено определенное психологическое воздействие.
Поверьте, среди мошенников хватает людей, которые обладают хорошими задатками психологов. Они владеют манипулятивными техниками, перед которыми далеко не каждый сможет устоять. Современный мошенник вооружен когнитивными технологиями. Иногда преступники работают в связке: когда один из них во время звонка ведет человека до банкомата, их разговор слушает второй мошенник, назовем его куратор. Как раз он определяет, в какой момент «клиент» готов расстаться с деньгами или как довести его до этого состояния.
Другой вариант давления, который используют мошенники, – это шантаж. Сейчас из многих информационных баз происходят утечки, в том числе из медицинских. Получив доступ к документам о здоровье, преступники используют их в своих целях. Помимо этого, очень часто они спекулируют на человеческих страстях. В особенности, на стремлении людей получить какие-то блага бесплатно. Чаще всего это какие-то подарки, которые якобы оплатил неизвестный благодетель (цветы, приз, Премиум Telegram и так далее), а для получения подарка нужно ввести код. То есть наступить на те же самые грабли.
Нужно раз и навсегда уяснить, что никто в этом мире не хочет облагодетельствовать вас просто так! Бесплатный сыр – только в мышеловке, куда вас пытаются заманить.
Михаил Чиков: Самое плохое, что в эти схемы сейчас активно вовлекаются дети. И здесь мошенники тоже играют на чувствах и желаниях. В данном случае на желании казаться взрослым и заработать самостоятельно. Преступники задействуют детей, которых сейчас принято называть дропперами, для отмывания денег, полученных незаконным путем. Для этого используются банковские карты, которые есть у многих школьников. Тем, кому еще не исполнилось 14 лет, их заводят родители. Подростки, имеющие паспорт, могут получить карту самостоятельно. Мошенники предлагают ребенку предоставить карту для финансовых операций, за что он получает деньги.
Понимаете, сбылась мечта – ребенок получил «зарплату»! А то, что эти деньги могут быть использованы на разные цели, которые уголовно наказуемы, детям в силу возраста и отсутствия опыта в голову не приходит. Причем, в такие схемы вовлекаются даже те дети, которые живут в полном достатке и никак не обделены деньгами. Но им тоже очень хочется самостоятельности, заработать самим. На языке дропперов это называет «арбитраж». В итоге уже и в нашем регионе появились уголовные дела и реальные сроки в отношении дропперов. А в случае, когда ребенок не достиг возраста уголовной ответственности, за его действия отвечает родитель, на которого оформлена карта.
Поэтому если вдруг вы увидите, что у ребенка есть деньги, но вы ему их не давали, аккуратно поинтересуйтесь – откуда. Некоторые сразу честно признаются, поскольку не считают нелегальное использование банковской карты преступлением. С другими нужен разговор по душам.
Но это крайне важно для того, чтобы ваш ребенок не попал в беду. Доверительные отношения в семье очень часто могут сыграть спасительную роль. Например, был случай, когда девочке-подростку по телефону позвонили мошенники, начали сыпать угрозами семье, сказали, что им известен адрес и чтобы ничего плохо не случилось, необходимо перечислить деньги. Родители в это время уже спали, и испуганный подросток вместо того, чтобы разбудить маму или папу и рассказать о проблеме, перевел деньги, чтобы «спасти» семью.
НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ПРЕСТУПНИКА
– Как правильно вести себя в разговоре, если человек понял, что ему звонит мошенник?
Марина Рыжкова: Самое правильное действие – сразу положить трубку. Пока человек разговаривает с преступником, может вестись запись его голоса. Пусть сам он не станет жертвой преступления, но ей может стать кто-либо из близких, с которыми мошенники будут «разговаривать» его голосом. Смонтировать нужные для этого фразы, имея исходник аудиозаписи, очень легко.
Еще один важный момент – если вы поняли, что разговариваете с мошенником, ни в коем случае не хамите и не злите его. Просто потому, что вы не знаете, какие данные о вас преступник собрал и как он может их использовать. Поверьте, для преступников не существует моральных ограничений, у них нет социальных тормозов, поэтому в стремлении наказать того, кто над ними решил пошутить или обругал, они могут пойти на любые поступки.
Еще один важный момент – не следует воспринимать свои гаджеты только как средство связи и то, что они делают вашу жизнь комфортной. Сегодня люди хранят в телефоне очень много конфиденциальной информации. Нужно понимать – всё, что есть в вашем телефоне, может стать доступно мошенникам и быть использованным против вас. Поэтому телефон сейчас – это средство повышенной опасности.
Михаил Чиков: Чтобы минимизировать шансы мошенников на получение ваших денег, нужно ввести правило в своем близком кругу, то есть среди людей, которым вы можете переводить деньги: все вопросы желательно решать только при встрече. Нужно занять денег? Приезжай, обсудим. Тогда вы точно будете знать, что вас не разводят. Сейчас благодаря технологиям махинаторы подделывают не только голос, но даже видеозвонки. Это, конечно, сложно, но чтобы вытащить деньги из финансовой организации, мошенники могут и постараться. Зато куш в таком случае составляет десятки миллионов.
Если же близкий человек находится далеко от вас, необходимо связаться с ним по разным каналам связи. И еще неплохо ввести кодовое слово, которое будет известно только семье. В тех случаях, когда важный вопрос приходится обсуждать дистанционно, оно поможет распознать своего человека либо наоборот, понять, что на линии с ним чужой и не пойти у него на поводу.