Top.Mail.Ru

В ЮИ исследуют эффективность принудительного лечения лиц с психопатологиями

Ученые Юридического института Томского государственного университета в рамках гранта Российского научного фонда изучают российскую модель применения принудительного лечения лиц с психопатологиями. В ходе исследования она рассматривается как особый медико-правовой институт, направленный на обеспечение общественной безопасности и улучшение психического здоровья лиц, имеющих психическую патологию и совершивших общественно опасное деяние. Итогом проекта станет комплексная медико-правовая модель повышения эффективности принудительных мер медицинского характера на разных этапах лечения и реабилитации лиц, страдающих психическими расстройствами, с учетом этиопатогенетических механизмов развития общественно опасного (преступного) поведения психически больного лица.

Научный коллектив, включающий специалистов в области права и экспертов-психиатров, под руководством заведующего кафедрой уголовного права Юридического института ТГУ, кандидата юридических наук Николая Ольховика исследует в сравнении советскую и современную систему применения принудительных мер медицинского характера. В команду, помимо Николая Ольховика, вошли также профессор кафедры уголовного права ЮИ ТГУ Александр Шеслер, старший научный сотрудник лаборатории социально-правовых исследований, доцент кафедры уголовного права ЮИ ТГУ Александра Васеловская и младший научный сотрудник лаборатории социально-правовых исследований ЮИ ТГУ Даниил Купцов.

Ученые анализируют практические аспекты реализации принудительного лечения в психиатрических стационарах различных типов и затем предложат комплексную медико-правовую модель повышения эффективности применения принудительных мер медицинского характера на современном этапе. Юристы изучают личные дела – судебные и медицинские – лиц, в отношении которых назначено принудительное лечение, а также проводят анкетирование сотрудников учреждений, исполняющих принудительные меры медицинского характера.

– Современные реалии и вызовы, как внутригосударственного, так и международного масштабов, повышают уровень тревожности в обществе. В частности, это мировой экономический и политический кризис, усугубленный для России внешним давлением на нее в связи с проведением специальной военной операции и последовательным отстаиванием нашей страной своих геополитических интересов. Также на ситуацию повлияли борьба с новой коронавирусной инфекцией и вынужденные в связи с этим длительные периоды самоизоляции; трудовая миграция; перенасыщенность и многообразие информационных ресурсов и другие социальные, экономические и психологические аспекты. Все это приводит к росту числа лиц, испытывающих проблемы психического и психологического характера, – отмечает руководитель проекта Николай Ольховик.

Obshch_palata-TGU-Utkin-Olkhovik-2025_.jpeg
Николай Ольховик (в центре) на заседании Общественной палаты Томской области

Фото предоставили сотрудники ЮИ ТГУ

В настоящее время в систематической психиатрической помощи нуждаются примерно 3-6 процентов населения России, что в абсолютных показателях составляет более 4,3 млн человек. Свыше 50% лиц, страдающих психическими расстройствами, относятся к молодой и средней возрастным группам (до 55 лет).

На фоне общего роста заболеваемости психическими расстройствами увеличивается и количество случаев совершения общественно опасных деяний лицами, имеющими какие-либо отклонения в психической сфере. Следовательно, растет потребность в применении со стороны государства специальных мер и механизмов, обеспечивающих безопасность общества от опасных посягательств лиц, страдающих психическими расстройствами. Принудительные меры медицинского характера являются одним из основных механизмов, обеспечивающих такую безопасность.

Ученые ЮИ ТГУ решают научную задачу повышения эффективности принудительных мер медицинского характера. По словам Николая Ольховика, ученые проведут анализ психического, психосоциального и правового статуса лиц, к которым применены принудительные меры медицинского характера – с учетом клинической структуры, динамики психических расстройств, верификации психопатологического диагноза, объема правоограничений, налагаемых на лицо в связи с применением принудительного лечения. 

Помимо специальной модели повышения эффективности института принудительного лечения как средства обеспечения общественной безопасности, ученые ЮИ предложат систему типовых организационно-правовых документов в сфере взаимодействия органов и организаций, исполняющих принудительные меры медицинского характера, а также представят рекомендации по определению вида принудительных мер медицинского характера на основе разработанных медико-правовых критериев.

С начала 2025 года в ходе реализации проекта научный коллектив изучил особенности советской модели применения принудительных мер медицинского характера, а также активно исследует практику применения принудительного лечения разных видов, взаимодействуя с медицинским и правовым сообществом в различных регионах России.

Так, одним из партнеров проекта стал Республиканский клинический центр психического здоровья министерства здравоохранения Удмуртской Республики. Это одно из профильных учреждений, специализирующееся на оказании психиатрической помощи, в том числе в рамках исполнения принудительных мер медицинского характера.

Ученые и практики из двух регионов уже обсудили наиболее дискуссионные вопросы правового регулирования принудительных мер медицинского характера; особенности применения принудительного лечения к лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; специфику использования «медицинского» категориального аппарата в уголовно-правовой сфере; а также практические вопросы назначения, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера.

Для справки: Проект «Принудительные меры медицинского характера как средство обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации» № 25-28-00386 получил поддержку по итогам конкурса РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».