В Томске тестируют новую учебную программу физподготовки студентов

Факультет физической культуры Томского государственного университета провёл сравнительный анализ здоровья и физической подготовленности первокурсников за последние 15 лет. Его результаты свидетельствуют об увеличении патологий и общем снижении физического развития молодёжи, что во многом обусловлено образом жизни и низкой двигательной активностью. Специалисты факультета разработали новую учебную программу по дисциплине «Физическая культура и спорт», которая, с одной стороны, включает множество стимулирующих инструментов, с другой – позволяет повысить уровень физического развития обучающихся. В настоящее время сетевая программа проходит тестирование на площадке всех вузов – участников Большого университета Томска.

– Физическая культура является обязательным предметом во всех российских вузах, но, к сожалению, у большинства студентов не сформирована достаточная мотивация для регулярного посещения занятий, – говорит декан ФФК ТГУ Виктор Шилько. – В целом двигательная активность у большинства представителей современной молодёжи низкая, что обусловлено разными причинами, в том числе современным образом жизни, нехваткой учителей физкультуры с профильным образованием в сельских школах, слабо развитой инфраструктурой. Мы провели достаточно масштабный мониторинг здоровья и физической подготовленности первокурсников, которые приходят к нам после школы, и выявили устойчивое снижение тестируемых показателей.

Так, в ходе опроса, который ежегодно проводится у всех первокурсников, в 2019 году уровень физической подготовленности как высокий определили 5 процентов студентов. А результаты тестирования подтвердили его только у двух процентов. «Выше среднего» оценили себя 20% обучающихся, а тестирование подтвердило такой уровень лишь у 10 %. Из 45% первокурсников, оценивших свой уровень как «средний», тестированием было подтверждено 38%.

DSC_0795_новый размер.jpg
Физическая культура является обязательной дисциплиной для всех студентов России

Свою физическую подготовленность как низкую оценили 30%, на практике он оказался таким у половины первокурсников. Ещё один пример: если в 2009 году на оценки 4 и 5 спортивные нормативы сдали 63% студентов, то в 2019 году – лишь 38%.

– Аналогичная ситуация с заболеваниями, – продолжает Виктор Генрихович. – В 1980–85 годы количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), составляло от 2 до 5 процентов от общего числа поступивших на первый курс. Для сравнения, в 2009 году к СМГ было отнесено 14,4 процента первокурсников, в 2019-м – 13,7. В настоящее время этот показатель остается примерно на таком же уровне. В спецмедгруппе занимается около 900 человек, еще около 600 в группе ЛФК – это ребята, у которых есть хронические заболевания. Раньше их вообще освобождали от занятий по физкультуре. Мы это правило отменили и теперь подбираем для таких студентов специфические виды физической активности.

Как отмечает декан ФФК, похожая ситуация складывается в большинстве российских вузов. Чтобы изменить её в Томске был создан консорциум, в который вошли кафедры всех университетов города, занимающиеся физическим воспитанием студентов. В процессе разработки программы рассматривались различные предложения, но в конечном итоге остановились на варианте, разработанной факультетом физической культуры ТГУ. 

Её новизна заключается в введении балльно-рейтинговой системы оценки, предоставлении возможности выбора индивидуальной траектории, ведении электронного журнала индивидуальных достижений студентов, переформатировании традиционных технологий по видам физкультуры и добавлении новых видов физической активности.

– На практике это работает следующим образом: чтобы получить зачёт, студент должен набрать по 20 баллов в первом и шестом семестрах и по 30 – в остальных, – объясняет Виктор Шилько. – Получить их он может разными способами. Самый простой – исправно посещать все занятия. Каждое посещение даёт необходимый минимум баллов, но есть и альтернативные варианты, например, если студент выбрал для себя плавание, то чтобы получить 20 баллов, он может проплыть 20 километров за семестр. Преодолеть эту дистанцию он может за два, три или четыре месяца. Но при желании может и быстрее. Как показывает практика, у ребят появляется спортивный интерес, они стараются выполнить предложенный объём физической нагрузки в более короткие сроки.

DSC_8713.JPG
Студенты имеют возможность выбрать индивидуальную траекторию по каждому направлению

Подобный выбор студенту предоставляется по всем направлениям, будь то «Групповые фитнесс-программы» или «Общая физическая подготовка», или «Пауэрлифтинг». Например, в последнем случае студенты-юноши могут набирать баллы, выполняя жим штанги лёжа, приседания со штангой и становую тягу. Вместе с тем получить баллы можно за участие в соревнованиях либо проведение мастер-классов по направлениям, выходящим за рамки учебного процесса, таким как бестфит, табата и другим.

Для студентов из группы ЛФК и спецмедгруппы подобраны специфические виды двигательной активности, например, оздоровительная ходьба. Для тех, у кого есть серьёзные патологии, предлагается самый щадящий вариант – настольные игры «Новус» (относится к группе киевых игр), «Шаффлборд», «Джаккол» (настольный хоккей) и другие. Они развивают концентрацию внимания, мелкую моторику, коммуникативные навыки и другие полезные качества.

– Новый формат образовательной программы предполагает три уровня включённости: исполнитель (регулярное посещение физкультурных занятий), мастер (проявление творческой активности в рамках изучаемой дисциплины) и создатель (деятельное участие в образовательном процессе, выходящее за рамки изучаемой дисциплины), – рассказывает доцент кафедры физической культуры и спорта ФФК ТГУ Наталья Гусева. – Баллы начисляются соответственно уровню включённости в процесс. Можно сказать, что это своеобразная игра или соревнование, и студенты к этому относятся с интересом. Можно посетить несколько занятий или провести один мастер-класс (при наличии сформированных соответствующих компетенции).

Тестирование обновлённой программы на базе вузов – участников Большого университета Томска завершится в конце мая. После подведения итогов специалисты в области физвоспитания смогут оценить эффективность нового формата. В том случае, если КПД окажется заметно выше, чем у предыдущей программы, её можно будет масштабировать и в другие российские университеты.