Top.Mail.Ru

В ТГУ разработаны высокотемпературные сенсоры кислорода для лямбда-зондов

Сотрудники лаборатории металлооксидных полупроводников Томского государственного университета создали прототипы сенсоров кислорода для автомобильных лямбда-зондов — датчиков, измеряющих уровень O2 в выхлопных газах. Это новый материал на основе микрокристаллов бета-фазы оксида галлия (β-Ga2O3), ученые получили его путем высокотемпературного отжига эпитаксиальных пленок каппа-фазы оксида галлия. Микрокристаллы β-Ga2O3 оказались более чувствительными к кислороду, чем материалы, которые используются в современных резистивных лямбда-зондах, это позволяет рассматривать их как альтернативу импортным приборам.

Лямбда-зонд (λ-зонд) — это датчик, который устанавливается в выхлопной системе автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Измеряя уровень кислорода в выхлопных газах, λ-зонд анализирует состав продуктов сгорания, что позволяет отслеживать эффективность сжигания топлива и обеспечивать правильную работу двигателя. Такие датчики должны обладать чувствительностью к O2 в диапазоне от условного нуля до десяти процентов, а также сохранять стабильность характеристик при температуре 600-900°C и при изменении концентрации составляющих смеси газов.

Оксид галлия привлекает внимание исследователей своими фундаментальными свойствами, высокой технологичностью, химической и термической стабильностью, что делает его перспективным для изготовления газочувствительных сенсоров. Датчики на основе оксида галлия обладают чрезвычайно высокими рабочими температурами, воспроизводимостью характеристик и быстродействием.

Лаборатория металлооксидных полупроводников Центра исследований и разработок «Перспективные технологии в микроэлектронике» ТГУ исследует свойства полиморфных структур оксида галлия и разрабатывает приборы сенсорной и силовой электроники на их основе уже шесть лет. Ученые ТГУ — одни из немногих, кто работает не только с наиболее исследованной и привлекательной для создания газовых сенсоров бета-фазой оксида галлия, но и с метастабильными полиморфами, такими как каппа-фаза (κ-Ga2O3). Сейчас в России пленки второго типа полиморфа выращивает только петербургская лаборатория физики профилированных кристаллов ФТИ имени А.Ф. Иоффе РАН, с которой сотрудничают томские ученые.

В ходе исследований разных полиморфных фаз оксида галлия ученые ТГУ пришли к выводу, что пленки кристаллов, имеющие в структуре два полиморфа, обладают лучшими характеристиками, чем пленки с одной фазой. Так коллективу пришла идея о создании датчика кислорода для λ-зонда на основе двух фаз, который будет обладать наибольшей чувствительностью к O2.

— Мы подвергли пленку каппа-фазы оксида галлия отжигу при температуре 1000°C, при которой, по разным оценкам, должна была образоваться смесь наиболее интересных для газовых датчиков бета- и каппа-фазы, — говорит заведующий лабораторией металлооксидных полупроводников ТГУ Алексей Алмаев. — В результате каппа-фаза трансформировалась в бета-фазу, но при этом эпитаксиальная пленка превратилась в массив микрокристаллов, отличающийся развитой поверхностью и высокой чувствительностью к кислороду. Такой материал впервые был получен этим методом.

Снимок поверхности чувствительного элемента, полученный при помощи электронного микроскопа
Снимок поверхности чувствительного элемента, полученный при помощи электронного микроскопа

Фото предоставили сотрудники лаборатории РФФ ТГУ

Для оценки эффективности материала на первых этапах исследования ученые ТГУ создали условия, близкие к работе лямбда-зонда. Концентрация кислорода измерялась в смеси газов, подобной по составу выхлопной системе автомобиля, при температуре 600-900°C. Результаты экспериментов показали, что чувствительность сенсоров кислорода, разработанных на основе микрокристаллов β-Ga2O3, оказалась выше, чем у исходных полиморфов по отдельности. Кроме того, образец показал большую чувствительность к O2 и диапазон рабочих температур, чем современные лямбда-зонды и материалы, считающиеся перспективными для их разработки. 

— Структуры при начальной толщине пленки ĸ-Ga2O3 4,4 микрометра характеризуются высокими откликами на кислород и способностью реагировать на изменение O2 в выхлопной смеси газов. При температуре 650ºС отклик составил 11,33 относительные единицы при 5% содержания кислорода, — добавил Алексей Алмаев. — Также была выявлена зависимость чувствительности микрокристаллов β-Ga2O3 от толщины исходной пленки κ-Ga2O3. Эта зависимость имеет максимум при времени роста исходной пленки в 45 минут. В этом случае отклик на 5% содержания O2 достигает 95 относительных единиц.

Чтобы проверить быстродействие образцов сенсоров на основе микрокристаллов β-Ga2O3, ученые собрали измерительный стенд, состоящий из четырехтактного двигателя внутреннего сгорания Lifan 168 F-2 (6,5 л.с.) и контрольного лямбда-зонда LSU 4.9 фирмы Bosсh. Результаты показали, что разработанные в ТГУ сенсоры могут применяться в качестве лямбда-зонда. Также было проведено сравнение быстродействия образца с прибором Bosch, результаты эксперимента лягут в основу докторской диссертации Алексея Алмаева.

Теперь ученым предстоит модифицировать материал с привлечением альтернативных методов выращивания пленок оксида галлия, чтобы максимально оптимизировать свойства сенсоров и обеспечить воспроизводимость технологий, характеристик и других нюансов для промышленного производства.

Добавим, что работа была выполнена в рамках проекта «Газовые сенсоры на основе полиморфных структур оксида галлия» (проекты № 20-79-10043 и № 20-79-10043-П), поддержанного Российским научным фондом. Ученые лаборатории металлооксидных полупроводников ТГУ опубликовали по этой теме более 40 статей.