В ТГУ изучают восприятие русской классической литературы в РФ и за рубежом

Историки Томского госуниверситета проводят масштабное исследование восприятия русского литературного канона в России и других странах. Они выяснили, что в российских школах в большем объеме изучают классиков XIX века, а, например, в британских вузах делают акцент на XX веке. Результаты проекта будут интересны литературоведам и всем, кто интересуется русской классической литературой. Проект направлен на вовлечение широкой аудитории в глубокое изучение русской литературы и поможет в продвижении русского языка за рубежом, что является сегодня одним из российских внешнеполитических приоритетов. 

Исследования проводятся в Центре исследования чтения ТГУ в рамках большого междисциплинарного проекта историков и филологов «Коммуникации и смыслы как продукт нового восприятия мира в постцифровой реальности», поддержанного программой стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Ученые-международники факультета исторических и политических наук ТГУ – профессор кафедры мировой политики Лариса Дериглазова и доцент кафедры мировой политики Анастасия Погорельская – исследуют особенности содержания и интерпретации русского литературного канона в России и за рубежом. Под литературным каноном здесь понимается перечень «обязательных к прочтению» текстов, которые имеют значение для национальной культуры и отражают ее ключевые ценности. Актуальность изучения русской литературы в политическом контексте связана с попытками «отмены» русской культуры за рубежом в последние годы. 

– Мы исходим из того, что русская литература была и остается частью общемировой культуры, а также источником понимания особенностей русского общества и его менталитета, – рассказывает доцент кафедры мировой политики ФИПН ТГУ Анастасия Погорельская. – Поскольку мы международники, а не филологи, то фокус нашего исследования составляет исторический и политический контекст бытования литературного канона. Исследование также тесно связано с анализом продвижения русского языка за рубежом, где у международников еще много работы. 

Погорельская Анастасия Михайловна.jpg
Анастасия Погорельская, ФИПН ТГУ

На первом этапе исследователи зафиксировали нынешнее наполнение русского литературного канона в России. Они изучили требования школьной программы по литературе согласно федеральным образовательным стандартам, а затем под руководством ассистента кафедры антропологии и этнологии ФИПН Александры Ермоловой и с участием студентов-антропологов провели интервью с преподавателями литературы в российских школах. Задачей было определить, насколько школьные реалии соответствуют декларируемым в программе результатам. 

– В российской школьной программе литературный канон опирается, в основном, на произведения авторов XIX века: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя и А.П. Чехова. Если говорить о его ценностном наполнении, он призван воспитать в учениках гражданские и патриотические ценности, тогда как учителя видят здесь, скорее, возможность привить школьникам общечеловеческие ценности, – говорит Анастасия Погорельская

Затем историки изучили различия в содержании русского литературного канона в России и других странах. Выяснилось, что, например, в Великобритании русскую литературу системно изучают только в отдельных университетах – Оксфорде, Кембридже, Университетах Шеффилда, Дарема и Эдинбурга. В обязательную программу входят как произведения XIX века – А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, так и произведения авторов XX века – А.А. Блока, А.А. Ахматовой, из советского периода – В.В. Маяковского, А.П. Платонова, В.Т. Шаламова. 

При этом изучение русских классиков в британских вузах носит познавательный характер, предполагающий вписывание этих произведений в исторический и политический контекст, и также включает обращение к работам русских литературных критиков – М.М. Бахтина, В.Б. Шкловского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Ю.Н. Тынянова. 

Выводы по британскому кейсу сделаны на основе изучения курсов по русской культуре и литературе и укомплектованности фондов вузовских библиотек книгами русских классиков. Также основой для выводов стали мини-интервью с преподавателями британских университетов, которые в свое время изучали или сегодня преподают русскую историю и культуру. 

Первичные выводы, сделанные на основе британского кейса, ученые ТГУ планируют уточнить и сравнить с ситуацией в других странах на следующем этапе исследований. 

Для справки. Междисциплинарный Центр исследования чтения ТГУ открыт по инициативе филологического факультета университета. Филологи, психологи, историки и лингвисты изучают, как человек воспринимает тексты разного типа на разных материальных носителях, как текст влияет на поведение человека и формирует модель его мировосприятия. Ученые разрабатывают технологии эффективного чтения различных текстов и рекомендации по выбору инструментов для работы с ними. 

Открытие Центра исследования чтения ТГУ поддержано федеральной программой стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в рамках стратегического проекта ТГУ «Социо-гуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества».