22 июля во всем мире отмечается День мозга. Эта дата призвана привлечь внимание людей и государственных организаций к здоровью самого загадочного человеческого органа. Ученые Томского государственного университета выясняют, как генеративный искусственный интеллект – ChatGPT и его аналоги – влияет на креативность человека и его мозговую активность. Исследование находится в активной фазе – центр ищет добровольцев для проведения эксперимента.
Один из исследовательских кейсов центра «НейроТомск» – изучение процесса генерации идей человеком самостоятельно и с помощью вспомогательных инструментов, таких как генеративный искусственный интеллект. Задача исследования – понять, насколько отличается мозговая активность человека при самостоятельной деятельности от активности с использованием ИИ. Кейс инициировал Институт дистанционного образования ТГУ.
– Ни для кого не секрет, что сегодня генеративный ИИ – ChatGPT и его аналоги – стали использоваться в образовательном процессе, – говорит младший научный сотрудник Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ Алёна Гарина. – Многие думают, что если человек использовал ChatGPT, то он вообще не размышлял. Другие, наоборот, считают, что человек проявил креативность и самостоятельность, ведь чтобы создать грамотный запрос для ИИ, его нужно тщательно подумать.
Для проверки влияния ИИ на креативность Институт дистанционного образования ТГУ разработал специальный эксперимент, который проводится на базе Центра когнитивных исследований и нейронаук. Студентам дается ситуативная задача, например, разработать 5 решений, чтобы облегчить передвижение маломобильных граждан на вокзале. Участник эксперимента может создавать свои варианты, а может обратиться за помощью к искусственному интеллекту: сформировать запрос и получить готовое решение. Во время выполнения задания на участнике эксперимента надето специальное нейрооборудование, которое отслеживает движение взгляда, электрическую активность мозга, экранное время, частоту сердечных сокращений.
– Человек – сам или с помощью ИИ – создает варианты ответа, которые мы отдаем на оценку экспертам, – рассказывает младший научный сотрудник Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ Валерия Нестеренко. – Мы сравним показатели – экранное время, частоту пульса, количество обращений «за помощью» к ИИ, данные электроэнцефалограммы – и на основании этого вынесем вердикт, когда у человека были более креативные ответы, а когда – менее. Кстати, задания для эксперимента взяты из международной программы по оценке образовательных достижений – теста PISA.
Результаты эксперимента лягут в основу методических рекомендаций и специальных курсов для преподавателей и студентов, которые помогут эффективнее работать с генеративным ИИ.
– На данный момент в обществе нет единой «культуры общения» с ChatGPT и подобными продуктами. В начале прошлого учебного года, когда нейросети набирали популярность, ИДО провел большое социологическое исследование с участием более 1,5 тысячи студентов и более 250 преподавателей. По данным опроса и те, и другие опасаются, что использование ИИ может привести к остановке развития важных навыков у человека, но при этом многие респонденты отметили, что все же используют ИИ в работе и учебе. Чтобы понять, в какой мере генеративные нейросети могут использоваться в образовании, мы решили глубже изучить этот феномен и обратились с идеей исследования в Центр. Нам важно понять, как именно ИИ влияет на процесс обучения человека, на его навыки, и в том числе на развитие креативности, – подчеркивает заведующая лабораторией непрерывного образования ИДО ТГУ Арина Иванова.
Эксперимент по изучению креативности человека сейчас находится в активной фазе. Исследование прошли шесть человек, однако этих результатов недостаточно. Центр когнитивных исследований и нейронаук ТГУ приглашает всех желающих принять участие в эксперименте – проверить свою креативность и умение работать с генеративным искусственным интеллектом.
Важно, чтобы у участников не было противопоказаний для участия в эксперименте – травм, эпилепсии и других неврологических заболеваний. Необходимо быть совершеннолетним, учиться или работать в любом томском университете. Также требуется хорошее зрение, чтобы без дискомфорта читать текст с экрана монитора без очков. Эксперимент пройдет в два этапа, в два разных дня.
Каждый эксперимент длится менее часа, и участник сможет самостоятельно выбрать любое удобное время. Ему подробно расскажут о методах и приборах, познакомят с другими проектами и разработками «НейроТомска». В качестве бонуса за участие в научном исследовании студенты получат доступ к онлайн-курсу «Креативное мышление» Института дистанционного образования ТГУ.
Записаться на эксперимент можно в специальной форме. Получить консультацию по участию в исследовании, задать все интересующие вопросы можно по электронному адресу neurotomsk@mail.tsu.ru
Центр когнитивных исследований и нейронаук создан в 2022 году в рамках стратегического проекта «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества», реализуемого при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».
Подборка подкастов и лекция об исследованиях человеческого мозга и нейронауках:
-
«Нейролингвистика: как связаны язык и мозг?» — Алёна Гарина
-
«Нейронаука – новое созвездие современных наук» — Алёна Гарина
-
«Нейроинтерфейсные технологии: достижения и перспективы» — Александр Каплан