В ТГУ эксперты из 20 вузов обсудят экосистемы и качество образования

В Томском государственном университете стартовала международная конференция «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития». На ней эксперты обсудят качество образования в новой системе координат и особенности университетских экосистем. Кроме того, участники подведут итоги проекта «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после нее», инициированного ТГУ и реализованного в партнерстве с 18 российскими университетами по поручению Минобрнауки РФ.

Конференция пройдет с 8 по 10 декабря в смешанном формате. Всего для участия в экспертных сессиях, дискуссиях, мастер-классах и других мероприятиях зарегистрировалось почти 400 человек. Представители 20 университетов будут присутствовать на конференции очно, это в том числе сотрудники ДВФУ, УрФУ, ИТМО, ВШЭ, МГПУ, СПбПУ, КФУ.

Качеству образования и экосистемам будут посвящены все площадки конференции. Ее организаторы подчеркивают: эти два контекста напрямую связаны между собой. Экспертам, во-первых, предстоит обсудить, изменилось ли качество образования за последние два года в связи с пандемией. Второе – связать проблематику качества образования с тем, насколько в действующей системе образования развиваются экосистемные отношения.

– За последние два года мы увидели, что университеты, образовательные организации других уровней вынуждены были вступать в несвойственные для себя отношения – с операторами цифровых платформ, разработчиками, друг с другом, с компаниями-работодателями, потому что в изменившейся ситуации образовательному учреждению невозможно обеспечить социальный, производственный, личностный заказ. Поэтому наша гипотеза – качество образования может и должно быть связано с тем, насколько субъекты образования вступают в экосистемные отношения, – отмечает заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ Елена Суханова.

DSC_1818_SuhanovaE.jpg

Открывая конференцию, директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки РФ Наталья Трухановская сделала акцент на том, что в 2021 году наступил тот период, когда после решения, в том числе регуляторного, части выявленных и проанализированных в прошлом периоде проблем, зашла речь о качестве образования.

– Когда система образования в целом перешла в другую систему координат, возник вопрос как этой системой управлять, в том числе и внутри вуза. Мне кажется, что сегодня на этой конференции будет обсуждаться не только и не столько важность регуляторной рамки, сколько важность коммуникации между университетами, создания определенной среды, университетской экосистемы, которая поможет выйти на решения в части качества образования и в части управления качеством образования, – сказала Наталья Трухановская.

Приветствуя участников конференции, первый проректор ТГУ Виктор Дёмин подчеркнул, что в ТГУ экосистемность уже стала одним из главных ресурсов развития. Так, в программе развития университета на ближайшие десять лет одной из рамок является именно экосистемность.

– Мы понимаем, что только в университетской экосистеме можно решать глобальные, серьезные, прорывные задачи – когда складываются компетенции, знания многих участников. Все, наверное, знают наш проект «Большой университет», который особенно интенсивно развивается последние два года. Это яркий пример экосистемного подхода. И все стратегические проекты, которые заложены в программе развития университета, тоже предполагают серьезное партнерство – и с академическими институтами, и с вузами из других регионов, и с ведущими технологическими компаниями, – уточнил Виктор Дёмин.

В дни конференции 50 экспертов, которые участвуют в ней очно, займутся выработкой каркаса возможного проекта, который пока условно назван «Национальная инициатива качества высшего образования».

Напомним, с инициативой разработать такой проект ректор ТГУ Эдуард Галажинский выступил в сентябре на круглом столе в МИА «Россия сегодня» с участием главы Минобрнауки РФ Валерия Фалькова. Планируется, что Национальная инициатива будет основана на кейсах и лучших практиках, собранных 13 ведущими вузами при подготовке исследования «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию». Вместе эти кейсы и практики складываются в систему, которая, по словам Эдуарда Владимировича, в рекомендательном порядке может помочь любому университету выстроить системную работу в области повышения качества образования.

– Мы, выполняя поручение министерства науки и высшего образования, анализировали ситуацию с качеством образования и выделили факторы, которые влияют на него. При этом мы изучили положение дел в разных университетах – инженерных и классических; медицинских, которые находятся в Москве, Санкт-Петербурге и в региональной глубинке. Так что мы имеем большую статистическую базу. Теперь надо, обобщая все выводы исследований, довести их до рекомендаций, – пояснила Елена Суханова.

Программа конференции включает экспертный симпозиум «Обрушила ли пандемия качество российского образования?»; мастерские, посвященные управлению качеством образования; пленарную дискуссию «Образовательные экосистемы: визионерская идея, значимый контекст, новая предметность управления?»; лаборатории о становлении экосистемных отношений в российском образовании в контексте новых представлений о качестве и другие площадки.

Подробнее ознакомиться с программой можно на странице конференции.

Посмотреть конференцию онлайн можно на YouTube-канале Института образования ТГУ.

education-conf-2021.png

Конференция «Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития» проводится при поддержке ассоциативных структур: Томского консорциума научно–образовательных и научных организаций, Консорциума вузов по исследованию универсальных компетенций, Университетского консорциума исследователей больших данных и консорциума «Цифровая дидактика».