В «Сенеже» обсудили развитие психологических служб высшей школы

В «Сенеже» обсудили развитие психологических служб высшей школы

На семинаре-совещании «Психологическая служба в системе высшего образования: концептуальные основы и перспективы развития» в Мастерской управления «Сенеж» эксперты из российских вузов обсудили концепцию развития сети психологических служб в системе высшего образования. Выступая на пленарном заседании, ректор ТГУ Эдуард Галажинский отметил, что при создании системы психологических служб в вузах РФ важным контекстом являются проблемы взросления и психологического благополучия разных категорий студентов, в том числе из групп риска.

Организаторами семинара выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская академия образования и АНО «Россия страна возможностей». Участниками мероприятия стали более 120 представителей вузов страны – проректоры, курирующие деятельность психологических служб, и руководители психологических служб университетов.

– Наша задача – разработать совместно с сообществом профильных специалистов концепцию развития психологической службы, которая должна обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие, дать инструменты доступной психологической помощи, и главное, должна быть обеспечена кадрами, – сказал заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров. – Сейчас уже создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования совместно с Российской академией образования. В этом году будут определены 15 «пилотных» университетов в 8 федеральных округах, в том числе подведомственных Минобрнауки, Минпросвещения и Минздраву России, где будет отработана эффективная модель психологической работы в вузах.

Ректор Томского государственного университета, вице-президент Российской академии образования, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Эдуард Галажинский обратил внимание на отсутствие национальной базы диагностической базы, стандартизованных психологических инструментов, что подтверждает необходимость формирования системы психологических служб в вузах страны.

– Проблемы, связанные с взрослением, зрелостью, счастьем, психологическим благополучием, занимают пока малую долю в психологических исследованиях. А это направление также является важным, – сказал Эдуард Галажинский. – Современная психология до сих пор концентрируется на проявлениях депрессии. Исследования, которые в том числе Российская академия образования проводит, показывают, что более 20% первокурсников сталкиваются с эмоциональными проблемами, связанными с повышенной возбудимостью, склонностью к депрессивным состояниям, частыми сменами настроения, тревожностью. Большое исследование, в которое были включены 13 университетов и в 18 на основе анализа больших данных, показало, что в группе риска, помимо студентов-первокурсников, еще и студенты из слабо обеспеченных семей. В этой связи нужно подумать, как учесть эти контексты в обсуждении будущего психологической службы высшей школы.

Ректор ТГУ Э.Галажинский_Сенеж.jpg

Как отметил Григорий Гуров, для обеспечения работы психологической службы планируется совместно с Росмолодежью подготовить и внести на осеннюю сессию Государственной Думы Российской Федерации ряд законопроектов, связанных с ее работой. В мае текущего года с Российской академии образования будет запущена система подготовки и переквалификации специалистов служб психологической поддержки в вузах. По результатам работы в «пилотных» вузах будет отработана эффективная модель, которая может быть использована для организации психологических служб в других вузах страны.

Григорий Гуров обратил внимание собравшихся на результаты проведенного в стране исследования: психологическую службу или центр имеет каждый пятый вуз (21,9%), более половины университетов (55,3%) имеют 1 психолога или кабинет разгрузки без штатного психолога, порой обязанности по психологической помощи выполняют сотрудники кафедр психологии, отделов культурно-массовой работы, санатория, а также на студенческие объединения.

При этом запрос на такую помощь у студентов есть: почти каждый третий студент (29,5%) сохраняет в телефонную книгу телефон экстренной психологической службы и более двух третей студентов (70,2%) считают, что университетские службы могут помочь ему в решении этих проблем.

– Мы воспринимаем психологическую службу в университете как часть работы с молодежью, в том числе в контексте воспитания. Мы хотим наладить работу так, чтобы она помогала в решении ключевых государственных задач, задач высшей школы, и студент чувствовал свою сопричастность и вовлеченность в жизнь вуза и страны через созданную доверительную среду в университетах. Психологическая служба в таком контексте должна быть логично встроена в воспитательную деятельность и молодежную политику, – подчеркнул Григорий Гуров.

В ходе пленарного заседания семинара эксперты также говорили о том, какова роль психологической службы и психологического сопровождения для воспитания будущего поколения, роли психологического благополучия в обеспечении качества образования.

Модераторами обсуждения будущего системы психологической поддержки выступили научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО Татьяна Тихомирова и проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Мария Афонина.

Помимо обсуждения будущего системы психологической поддержки, участники семинара обменялись опытом по вопросу развития системы экстренной психологической помощи, этическим аспектам психологического сопровождения высшего образования и организации научных исследований в интересах развития психологической службы в вузах страны.

– Сейчас рынок повышения квалификации весьма наполнен, мы можем выбрать для себя любую программу, в любом вузе, на любую интересующую нас тематику. Но если посмотреть на соответствие тех навыков, которые получают студенты, тем, которые требуются от них во время работы в психологических службах вузов, становится ясно, что необходимо обновлять программы дополнительного профессионального образования. Нужны курсы повышения квалификации, опирающиеся на практику. РАО готова собирать на своей площадке специалистов психологических служб. Надеюсь, это вызовет живой отклик, вы будете подключаться и приезжать к нам, – сказала Елена Брель, главный аналитик Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, профессор РАО.

Однодневный выездной семинар-совещание «Психологическая служба в системе высшего образования: концептуальные основы и перспективы развития» прошел 5 апреля 2022 года в Мастерской управления «Сенеж» в Подмосковье. Образовательный центр – Мастерская управления «Сенеж» – создан в феврале 2019 года в рамках деятельности АНО «Россия – страна возможностей». Он призван формировать генерацию активных граждан, в том числе компетентных государственных служащих, прошедших современную профессиональную подготовку и объединенных ценностью ответственного служения стране и обществу. Обучение в нем проходят участники проектов и конкурсов платформы, активная молодежь, а также управленцы и государственные служащие. Мастерская выступает площадкой для проведения различных образовательных и молодежных форумов, в том числе форума «Территория смыслов».

Фото: Мастерская управления «Сенеж»