С помощью томских исследователей в РЖД усовершенствуют условия труда

Нейротехнологии помогут изучить показатели, характеризующие напряженность трудовой деятельности работников различных подразделений Российской железной дороги. В рамках совместного проекта с РЖД сотрудники Томского государственного университета и партнера ТГУ – компании «Нейротренд» наблюдали, как представители Российских железных дорог работают с документами и в какие моменты их внимание становится рассеянным. Полученные результаты будут учтены при корректировке рабочих графиков для коллектива РЖД.

Команда Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ «НейроТомск» участвует в масштабном проекте «Разработка программно-аппаратного комплекса для нормирования труда с учетом когнитивных возможностей человека и норм изложения информации в распорядительной, организационно-правовой и технической документации ОАО РЖД». Этот проект реализуют партнеры ТГУ – компания «Нейротренд».

– С помощью специального оборудования мы замеряем нейрофизиологические показатели: эмоциональные реакции, вовлеченность, особенности мозговой активности, когнитивную нагрузку, в то время как сотрудники делают свою повседневную работу: расшифровывают записи регистраторов дефектоскопии, выполняют диспетчерские функции, читают нормативные документы, – прокомментировала работу в проекте старший лаборант Центра когнитивных исследований и нейронаук ТГУ «НейроТомск» Алена Гарина.

Так, в рамках исследования проводились два типа экспериментов. Во-первых, команда проекта изучала, как сотрудники РЖД читают многостраничные нормативные документы. Информация, которая содержится в этих текстах, может быть непростой сама по себе, но нередко сложности добавляет еще и перегруженность текста канцеляритом или громоздкими синтаксическими конструкциями.

– Перед процессом чтения на испытуемых надевали специальное оборудование, оно демонстрирует когнитивную нагрузку, эмоциональные реакции, фиксирует направление взгляда и другое. Этот эксперимент показывает, воспринимает ли человек информацию, в какой момент возвращается к уже прочитанному или быстро пролистывает текст. И то, и другое может указывать на сложность текста. На основе полученных данных в РЖД переработают ряд документов для внутреннего пользования, – пояснила руководитель Центра «НейроТомск» ТГУ Мария Толстова.

DSC_7521_примерные показатели_оборудование.jpg
На таком дисплее отображаются нейрофизиологические показатели

В ходе второго эксперимента нейрооборудование было надето на сотрудников РЖД – диспетчеров, операторов и других – во время их привычной работы за компьютером. Датчики отследили моменты, когда участники эксперимента были особо напряжены, теряли внимание и прочее. Эти данные также будут проанализированы акционерным обществом и в конечном счете могут стать основанием для изменением норм труда. К примеру, сотрудникам добавят перерывы, изменят часы работы, скорректируют должностные инструкции. Все это повысит эффективность работы персонала и рост производительности труда.

– Наши коллеги из Томского государственного университета отлично справились с поставленными задачами при проведении исследований с работниками Западно-Сибирской железной дороги и успешно провели нейрофизиологические замеры в сложных условиях непрерывного производственного процесса железнодорожников, – отметил руководитель проекта, исполнительный директор АО «Нейротренд» Александр Лужин.

Для Томского госуниверситета, по словам Марии Толстовой, участие в подобном исследовании является важным, так как охрана труда и обеспечение качества жизни – актуальное направление во внутренней политике всех крупных компаний.

– На примере этого проекта мы видим, как нейротехнологии меняют повседневную жизнь людей. И в данном случае мы говорим исключительно о положительных изменениях, – подытожила Мария Толстова.

Центр когнитивных исследований и нейронаук ТГУ «НейроТомск» открыт в рамках стратегического проекта «Социогуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества» программы развития ТГУ и поддержан федеральной программой стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».