Томский государственный университет разработал и запустил онлайн-платформу для обучения русскому языку, с помощью которой иностранные граждане смогут подготовиться к приезду в Россию, освоить базовые знания русского языка для сдачи экзаменов и адаптироваться к жизни в стране. Главная особенность новой платформы – применение технологий адаптивного обучения, разработанных университетом и партнерами. Адаптивные языковые курсы подстраиваются под начальный уровень знаний каждого пользователя и выстраивают для него индивидуальную траекторию обучения.
Проект реализован в рамках совместной инициативы Минобрнауки России и Томского государственного университета.
Интерфейс платформы main.narusskom.online доступен на нескольких языках: русский, английский, таджикский и узбекский. Платформа может использоваться еще до визита иностранцев в РФ – можно начать обучаться русскому языку и знакомиться с культурой, находясь в своей стране.
На платформе размещены материалы для социокультурной адаптации в России: интерактивные материалы объясняют, как открыть банковский счет, вызвать скорую помощь или разобраться с документами, а также знакомят с культурными традициями и законами России. Второй блок – это учебные модули по русскому языку, которые также основаны на реальных жизненных ситуациях. Третий блок – адаптивный тренажер, он «подстраивается» под уровень знаний каждого пользователя и позволяет ему учиться в индивидуальном темпе.
– Когда пользователь заходит на платформу «На русском», система тестирует его начальный уровень знаний. Далее строится персональная образовательная траектория: теоретические и практические задания каждый конкретный пользователь получает в зависимости от результатов первого теста. Если человек, например, не знает русского алфавита, ему предложат начать с основ, а если может читать по-русски, то сразу перейдет к диалогам и грамматике, – рассказывает куратор проекта, руководитель Центра педагогического дизайна ТГУ Дарья Маслова.
По словам Михаила Шепеля, директора Института дистанционного образования – проректора по развитию дополнительного образования ТГУ, при создании новой платформы университет объединил собственные наработки в области обучения русскому языку как иностранному не только в России, но и в Лаосе и Индонезии, опыт работы с центрами тестирования мигрантов и собственные EdTech-продуктам. В результате получилась полноценная цифровая среда, где пользователь проходит тестирование, получает персональную образовательную траекторию, знакомится с культурой страны.

– Сегодня крайне важно как продвижение русского языка за рубежом, так и обучение мигрантов, приезжающих в страну, – отметил Михаил Шепель. – Для успешного решения этих задач должны быть удобные цифровые инструменты. Платформа, созданная ТГУ по инициативе Минобрнауки, как раз является таким инструментом. В планах – перевод платформы еще на 11 языков, а также дальнейшее совершенствование, связанное с применением ИИ для оценки навыков говорения иностранных граждан.
Добавим, что первые группы иностранцев уже приступили к обучению. Первичный срез данных позволит ТГУ протестировать систему алгоритмов, получить обратную связь пользователей для дальнейшего совершенствования платформы.
Над проектом работали сотрудники филологического факультета и Центра довузовской подготовки ТГУ, методисты Центра тестирования по русскому языку как иностранному. Организационную и методическую поддержку осуществлял Центр педагогического дизайна и онлайн-обучения Института дистанционного образования ТГУ, а техническую основу платформы обеспечила IT-компания
Для справки: В 2024 году по решению Минобрнауки РФ Томский государственный университет вошел в число 14 вузов страны, уполномоченных на проведение экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ. Экзамен проводится для иностранных граждан, желающих получить разрешение на работу (патент), разрешение на временное проживание или вид на жительство. Особенность подхода ТГУ к проведению такого экзамена – электронный формат. Это позволяет просматривать цифровой след экзаменующегося в единой цифровой информационной системе, разработанной университетом.