IT-образование в Томском государственном университете является одним из лучших в России. Чтобы получить профессию в этой самой востребованной области, в Томск приезжают люди из разных стран. Аспирантка Института прикладной математики и компьютерных наук ТГУ Неда Фироз в интервью газете Alma Mater рассказала, как осваивала русский язык, чему она обучает ИИ и студентов-химиков и почему в Сибири ей комфортнее, чем в Индии.
РОССИЯ ВЫБРАЛА МЕНЯ
– Неда, где вы получили базовое образование и как выбирали вуз для поступления в аспирантуру?
– Когда я окончила школу и выбирала университет, папа хотел, чтобы я пошла по его стопам и стала врачом. Но я хотела быть инженером и поступила на IT-направление в университет, который находится в моем родном городе Праяградж. Окончив его в 2012 году, я год работала по специальности. Затем поступила в магистратуру в Университет сельскохозяйственных технологий и наук имени Сэма Хиггинботтома и окончила ее в 2015 году. Это крупный университет в Праяградже. После этого четыре года работала ассистентом профессора в Христианском колледже Юинга, филиале Аллахабадского университета. Это большой научный центр в городе Праяградж. Он почти ровесник ТГУ – создан в 1887 году на базе Мьюровского центрального колледжа.
Там я работалa на кафедре бакалавриата по прикладной вычислительной технике, преподавая проектирование и анализ алгоритмов. Когда я решила поступать в аспирантуру, отправила запрос, и мне ответили три университета из разных стран – Новой Зеландии, Англии и России. Но в это самое время началась пандемия, все границы закрыли, я никуда не могла поехать. ТГУ оказался единственным из пригласивших меня университетов, который предлагал онлайн-обучение. Я решила, что терять время не стоит и начала изучать русский язык.
На самом деле, я очень рада, что попала именно в Томск. Мне здесь очень нравится. Еще раньше, до того, как я приехала в этот город, сюда поступил мой родной брат. И это я помогла ему выбрать Томск, когда через интернет искала подходящий университет для обучения.
– В каком вузе учится ваш брат?
– В Томском политехническом университете. Он выбрал для себя материаловедение.
– Ваши родители переживали, что вы будете жить в Сибири? Все же наш климат сильно отличается от того, к которому вы привыкли в Индии.
– Нет, наоборот, мне здесь очень комфортно. Я уже четвертый год живу в Томске, и мне очень нравится. В Индии слишком жарко, бывает до 50 градусов жары, это сложно переносить. Я только два дня назад вернулась из Индии, и там в очередной раз поняла, что это слишком для меня. Я хотела бы остаться жить в России. Вместе с тем мне здесь кажется намного безопаснее. Здесь очень толерантные люди. В России, в Томске, я чувствую особенно теплое отношение людей.
КАК «ПОЙМАТЬ» ДЕПРЕССИЮ
– Неда, расскажите, пожалуйста, какую задачу вы решаете в рамках ваших исследований?
– Я работаю с искусственным интеллектом. В этом мне помогают мой научный руководитель, профессор ИПМКН Ольга Григорьевна Берестнева и научный консультант, доцент ИПМКН Сергей Владимирович Аксёнов. Идея заключается в том, чтобы научить ИИ выявлять депрессию у людей. Нейросеть будет определять симптомы заболевания на основе анализа аудио-, видео-, текстового материала и генетических данных пациента.
– То есть вы всё же вышли на медицинскую тематику?
– Да, у меня был и сейчас есть интерес к биологии, поэтому, пусть через IT, но я все же занимаюсь тем, к чему меня хотел приобщить папа. На самом деле, ИИ может быть хорошим помощником врачу. Особенно в таком непростом деле, как диагностика депрессии. С недавних пор для этого используют данные электроэнцефалограммы. Это довольно новый подход, и в России его развивают. Найдены паттерны, которые часто обнаруживают у людей с депрессивными расстройствами. Но поставить диагноз только на основе данных ЭЭГ нельзя. Их нужно оценивать в совокупности с другими факторами.
В моем исследовании это аудиоматериалы и данные генетического секвенирования. Конечно, пока через эту процедуру прошло не так много людей, но в последние годы полное секвенирование генома стало в тысячи раз дешевле, чем ранее, поэтому уже достаточно много людей его сделали. Одни – чтобы узнать свои далекие корни, другие, к примеру, те, у кого есть генетические заболевания в семье, – чтобы оценить, каковы риски, и заниматься их профилактикой. Эти данные мы тоже используем для обучения ИИ.
Меня радует, что я нашла единомышленников, которые помогают мне в проведении исследования. Так, поначалу мне не хватало реальных данных пациентов. Приходилось использовать информацию из зарубежной базы с открытыми данными. Но потом по научным статьям я нашла ученого из Новосибирска, он помогает с созданием библиотеки данных для обучения нейросети. Безусловно, это обезличенные данные, поскольку врачебную тайну нарушать нельзя.
Сейчас помимо составления информационной базы я еще выбираю нейросеть, которая оптимально решала бы эту диагностическую задачу. Нейросетей много, у них разная архитектура, поэтому важно выбрать лучшую. После обучения ИИ сможет выявлять тревожные симптомы автоматически. Он не будет самостоятельно ставить диагноз, а лишь поможет врачу в анализе больших массивов информации, поиске и проверке симптомов.
Еще я вместе с моей подругой, которая работает в Индии биоинформатиком, работаю над созданием нейросети, которая будет заниматься выявлением рака. Но это не в рамках подготовки кандидатской диссертации, а просто по собственной инициативе. Просто ИИ в этом смысле очень перспективный инструмент, и мне как айтишнику интересно с ним работать и смотреть, как нейросеть учится.
ЛЮБЛЮ СТУДЕНТОВ ЗА ГОРЯЩИЕ ГЛАЗА
– Неда, знаю, что вы еще работаете на химическом факультете. Чем там занимаетесь?
– Я преподаю студентам компьютерные науки, анализ больших данных. Руководство факультета считает, что специалисты, которых выпустит ТГУ, должны уметь использовать IT-технологии в химической отрасли. Это действительно открывает большие возможности.
– Вам нравится работать со студентами?
– Очень! Мне с ними интересно! У этих ребят горят глаза, поэтому преподавать им очень приятно. У нас хорошие отношения, они ко мне тоже тепло относятся.
– Если говорить о будущем, то после окончания вы планируете остаться в России или поедете работать в другую страну? И чем бы вам хотелось заниматься?
– Хотелось бы, чтобы моя будущая работа тоже была связана с ИИ и big data, причем на стыке разных наук, то есть мне хотелось бы анализировать данные в химии, физике, биологии. Я планирую остаться в России, потому что мне нравятся русские люди. Мне нравится заниматься наукой в ТГУ, здесь для этого созданы хорошие условия.