В регионе создадут первую в РФ систему повышения безопасности для БПЛА

Томская область станет первым регионом России, где будет внедрено новое решение по повышению безопасности, прозрачности применения и доступности воздушного пространства для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). За счет использования действующей технологической инфраструктуры госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС» государственные ведомства смогут получать в некорректируемом виде юридически значимую информацию о полетах авиадронов, при этом точные координаты БПЛА в случае происшествий будут автоматически передаваться экстренным службам. 

Соглашение о создании и развитии соответствующего проекта, предполагающего использование исключительно российских технологий, подписали губернатор Томской области Владимир Мазур, ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский и генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич.

В Томской области в рамках установленного год назад экспериментального правового режима создан опытный район по эксплуатации беспилотных авиационных систем и сняты нормативные барьеры, препятствующие эксплуатации авиационных беспилотников с максимальной взлетной массой более 30 кг. Авиадроны могут использоваться для доставки широкого спектра грузов до полутора тонн, аэрофотосъемки и сельскохозяйственных работ. Эксперимент продлится в течение трех лет. По его результатам будут принимать дальнейшие шаги по развитию в стране беспилотной авиации.

– Президент России поставил задачу создать в стране новую отрасль экономики – беспилотную авиацию. Сегодня мы делаем очередной шаг к решению этой задачи, выполнить которую можем и должны одними из первых в стране, – подчеркнул губернатор Владимир Мазур на подписании соглашения. – В Томской области есть все условия для создания новой отрасли и локализации производств беспилотных аивасистем: лучшие университеты, высокотехнологичные компании, кадры для новой экономики, ведущие индустриальные партнеры.

577A9442.jpg
На подписании соглашения в администрации Томской области

Площадкой для тестирования цифровой инфраструктуры и разработки технологий по использованию искусственного интеллекта для оптимизации полетов БПЛА станет Томский государственный университет. Помимо этого, ТГУ уже приступил к разработке системы сертификации пилотов авиадронов.

– Сотрудничество позволит ТГУ решить широкий спектр задач и применить для сферы БПЛА те исследовательские решения, которые уже разработаны командами университета в области технического зрения, робототехники, искусственного интеллекта, квантовых коммуникаций, математического моделирования, новых материалов. В складывающейся высокотехнологичной отрасли ТГУ будет генерировать интеллектуальный продукт, который будет реализован в том числе через роялти. Второе направление, интересное университету, – это подготовка кадров: от инженеров для сложных междисциплинарных областей до программ дополнительного образования, например, для операторов беспилотных систем, – отметил ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

DSC_9256.jpg
Делегация ГЛОНАСС на встрече в ТГУ

Алексей Райкевич отметил, что совместный проект с Томской областью и ТГУ станет важным шагом в преодолении таких ключевых барьеров массового коммерческого применения авиабеспилотников на всей территории России, как сложность интеграции в общее воздушное пространство, невозможность подтверждения в онлайн-режиме принадлежности БПЛА и соблюдения заявленных маршрутов. 

– Достоверные и юридически значимые данные, передачу которых обеспечивает госинформсистема «ЭРА-ГЛОНАСС», формируют доверенную среду для всех задействованных государственных ведомств и надзорных органов. Такое решение обеспечивает прозрачность полетов авиадронов и открывает возможность для интенсивного применения беспилотников во всех действующих и перспективных сервисах, – заключил гендиректор АО «ГЛОНАСС».

«ЭРА-ГЛОНАСС», помимо аварийного оповещения и передачи координат экстренным службам в случае чрезвычайных происшествий, обеспечивает обмен данными с Единой системой организации воздушного движения Российской Федерации и государственными ведомствами.

Возможности эффективного использования «ЭРА-ГЛОНАСС» для расширения применения БПЛА отработаны на малой авиации. В прошлом году система стала единственным инструментом для продолжения работы воздушных судов при обработке сельхозземель в период «закрытого неба» в южных регионах страны. Она обеспечила получение, обработку и передачу достоверной информации о полетах в Минобороны России. Ранее эффективность «ЭРА-ГЛОНАСС» подтвердили учения по спасению экипажа самолёта Ан-2, потерпевшего условную аварию в Красноярском крае на местности, идентичной акватории Северного Ледовитого океана. Информация об инциденте была оперативно передана службам авиационного поиска и спасания.