В психологическую службу ТГУ за помощью обратились более 170 человек

В психологическую службу ТГУ за помощью обратились более 170 человек

С началом периода самоизоляции психологическая служба ТГУ перешла на дистанционный формат работы. Через студенческую биржу UniProfi для проведения консультаций были привлечены 12 студентов 2-4 курсов факультета психологии. Наряду с двумя квалифицированными психологами – начальником психологической службы ТГУ Азаматом Найманом и его коллегой Кристиной Белоплотовой – они отвечают на просьбы о помощи, которые стали поступать сначала только из Томска и Томской области, но очень скоро – со всей страны и даже из Украины, Беларуси и Казахстана.

За два месяца такой работы в психологическую службу поступило 173 запроса. Преобладают томичи, однако уже были запросы из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Екатеринбурга, Челябинска, Архангельска, Мурманска, Ростова-на-Дону, Ессентуков, Ижевска, Бийска, Омска, Павлодара, Нур-Султана, Донецка, Киева, Минска, и это еще не вся география обращений.

– Думаю, это связано с тем, что в России бесплатно такие услуги сейчас, кроме нас, никто не предоставляет, – рассказал руководитель психологической службы ТГУ Азамат Найман. – И я изначально подумал, что нам не стоит ограничивать географию, нужно работать масштабно. Был уверен – и практика показала, что мы можем это делать. Мы справляемся, я вижу, что можем охватить больше обращений и помочь еще большему количеству людей.

naiman_a_gtrk.jpg

Потенциальным клиентам предлагают разные формы и форматы консультирования. Это переписка в чате, аудиозвонок и видеозвонок. Большинство в начале выбирают переписку в чате. Опыт показал, что это достаточно эффективный формат общения – психологи могут помогать даже так. Но в неоднозначных, сложных случаях они рекомендуют переходить на аудиозвонки. Видеосвязь используется реже, однако есть и те, кто сразу обозначает, что хочет общаться по видеозвонкам.

Что касается средств связи, их много – Skype, WhatsApp, Viber, Zoom, а также обычный телефонный звонок. Удобное время для общения о сложившейся проблеме оговаривается с клиентом заранее. Психолога для каждого обратившегося подбирают индивидуально сотрудники службы. Кроме того, они регулярно, трижды в неделю, проводят для студентов-консультантов супервизию – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологии и психотерапии.

– Такая работа важна еще и потому, что мы одновременно помогаем студентам – для них практика очень полезна, да еще и оплачивается. Кстати, хотелось бы, чтобы университет и после окончания работы студенческой биржи в августе нашел варианты, как предоставлять студентам-психологам оплачиваемые стажировки. Потому что это великий потенциал. Я вот наблюдаю за ними – есть студентка, у которой была не самая хорошая успеваемость. Но после соприкосновения с реальной практикой у нее появилось стремление учиться и помогать людям. Девушка старается, читает литературу по теме, вопросы задает. Это ли не образование? – подчеркивает Азамат Найман.

На данный момент клиентами психологической службы ТГУ стали люди в возрасте от 15 до 46 лет, а их основной возраст – от 18-ти до 27–ми. Из них порядка 70% – женщины, 30% – мужчины.

– Некоторые проблемы, которые существовали как бы фоном в жизни человека, сейчас обострились и вышли на первое место. В основном они связаны с коммуникацией внутри семьи, – приводит пример Азамат Найман. – Сюда можно включить и агрессию между домочадцами, и сложности в общении с детьми. Некоторые жалуются, что потеряли авторитет у детей. Это неудивительно – родители много работают и, как правило, мало бывали дома. А сейчас членам семьи нужно заново учиться разговаривать друг с другом. И первый шаг должны, конечно, сделать родители.

В числе частых запросов также – нет желания что-либо делать, исчезла продуктивность, не знаю, как взять себя в руки, не хватает общения, подавленное настроение, заедание проблем... Но бывают и очень необычные запросы.

– К нам одна девушка обратилась с глобофобией – это паническая боязнь воздушных шариков. Она сразу же сообщила – это не шутка, а проблема, которая ломает ее жизнь. Любая фобия – это серьезная проблема. Тем более, студенты не готовы пока работать с такими сложными случаями. Хотя одна моя студентка все же сказала, что знает эту проблему и попытается с ней поработать. Я ей разрешил, плюс порекомендовал обратиться клиентке к психотерапевту, и некоего успеха мы все же достигли, – рассказал начальник психологической службы ТГУ.

Частый запрос, который стал уже «классикой» для выпускников вузов, касается планов на дальнейшую жизнь. Сейчас, в период пандемии, такая проблема обострилась не только у российских выпускников, но и во всем мире.

– В принципе, я считаю, что мы очень хорошо справляемся. Даже лучше, чем я предполагал. Да, есть случаи, в которых мы не можем помочь. Тогда предлагаем хотя бы на время поддерживающий формат – чтобы человек мог высказаться. Это очень важно – знать, что есть место, где ты анонимно можешь рассказать о своих проблемах и, возможно, даже получить какое-то решение. Мы стараемся быть таким местом. Некоторые клиенты очень благодарят наших студентов в личном общении. И я вижу, что у них сразу возникает подъем – для ребят это первый опыт, и понять, что они сделали что-то полезное для другого, – дорогого стоит, – подытожил Азамат Найман.

Напомним, психологические консультации в ТГУ проводятся ежедневно по будням с 12:00 до 20:00. Помощь психологов является бесплатной. Записаться на консультацию можно через онлайн-анкету.

besplatnye-psikhologicheskie-konsultatsii.png

Фото А.Наймана: ГТРК-Томск