Университетский консорциум исследователей больших данных во главе с ТГУ провел первое рабочее заседание, где представители университетов обсудили проект по изучению настроений россиян на переход в онлайн в условиях COVID-19. Учёные анализируют цифровые следы (высказывания в соцсетях и блогах) и на основе анализа больших данных оценивают успешность перехода среднего и высшего образования на дистант, определяют вопросы, волнующие родителей и педагогов школьников и студентов. Итогом проекта станет формирование рекомендаций по корректировке образовательной политики.
Инициатором проекта стал Университетский консорциум исследователей больших данных, в нем принимают участие ТГУ, МГУ, ВШЭ, Северный Арктический и Северо-Восточный федеральные университеты, Вятский, Тольяттинский, Севастопольский и Чеченский государственные университеты. Проект поддержало Министерство науки и высшего образования РФ.
Учёные анализируют неформальные онлайн-сообщества 327 университетов в социальных сетях, а также аккаунты старшеклассников и студентов, педагогические и родительские сообщества. Будут выгружаться данные с 1 февраля, чтобы оценить, какие сложности повлек за собой переход на дистант и какие темы обсуждались ранее. Например, у студентов и до дистанционного обучения были трудности в проживании в общежитии или они только сейчас в режиме самоизоляции стали обращать на это больше внимания и активно это обсуждать.
– Исследование будет проходить в четыре этапа. Проект осуществляется совместно усилиями участников консорциума. Факт, что многие вузы консорциума – от Севастополя и Архангельска до Якутска – вовлечены в данный проект, позволит лучше понимать региональную специфику проблем перехода и реагировать более адаптивно на проблемы студентов, старшеклассников, их родителей, – рассказал научный руководитель лаборатории наук о больших данных и проблемах общества ТГУ, председатель совета консорциума Михаил Мягков.
Основная задача университетов-участников – поиск онлайн-сообществ по лингвистическим маркерам, разметка текстовых сообщений по категориям, определение тематики и тональности сообщений, мониторинг информационного освещения темы перехода на дистант и интерпретация полученных результатов.
Помимо обработки материала, каждый университет выполняет свою научно-исследовательскую задачу, например, Вятский государственный университет и Северный Арктический федеральный университет разрабатывают методологию классификации найденных сообществ. ТГУ, в свою очередь, занимаемся сбором данных и постройкой модели машинного обучения для автоматизации анализа текстовой информации
– Мы выступаем в роли координатора проекта и провели пилотное исследование. По нему большинство студентов лояльно отнеслось к переходу на дистанционное образование. При этом у старшеклассников и их родителей отношение неоднозначное, а учителям требуется время для подготовки к новым условиям обучения, – пояснил зав. лабораторией наук о больших данных и проблемах общества ТГУ Вячеслав Гойко.
Кроме работы с социальными сетями учёные будут проводить мониторинг новостей в СМИ и блогах, касающихся образования. Это поможет выявить ряд тем, которые в соцсетях слабо отражены.