Top.Mail.Ru

Учёные ТГУ: онлайн-обучение изменяет физиологию человека

Учёные факультета физической культуры Томского государственного университета исследуют проблему трансформации человека, обучающегося в цифровой среде. При этом они фокусируются не на психологических аспектах, а на физиологии: работе мозга, сердца, выработке гормонов стресса и других параметрах. Первые результаты показали, что онлайн-обучение приводит к изменению ряда показателей у студентов. Исследование проводится при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».

– Массовый переход человечества в формат онлайн произошёл вынужденно в пандемию. Но и после её окончания многие продолжают работать и учиться в цифровой среде, поскольку такая форма имеет ряд серьёзных преимуществ и продолжает набирать популярность, – говорит руководитель проекта, заведующий кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, физиологии и спортивной медицины ФФК ТГУ Леонид Капилевич. – Психологи, философы, социологи довольно активно исследуют влияние цифровой среды на человека. Мы решили посмотреть на это более конкретно – выяснить, есть ли влияние на уровне физиологии.

0fa0f6c0-ac88-44f1-a1a3-864909771973.jpg
Исследование активности головного мозга. ФФК ТГУ

В исследовании принимали участие группы студентов ТГУ. Учёные оценивали ряд параметров, включая давление, сердцебиение, электрическую активность головного мозга, уровень гормона стресса – кортизола и других. Было поставлено несколько экспериментов с добровольцами, например, студенты сдавали зачёт в трёх вариантах: лично преподавателю, с прохождением тестов на компьютере и с использованием Chat GPT. 

Первичные результаты показали, что физиологические изменения действительно есть. Например, в том, что касается работы сердечно-сосудистой системы. При контакте с преподавателем студенты чаще волнуются и испытывают больший стресс, нежели при компьютерном тестировании.

– Вместе с тем мы увидели, что при сдаче зачёта онлайн у испытуемых ниже сосредоточенность, то есть они не могут быстро и чётко решить задачу, – добавляет Леонид Капилевич. – Как показывают исследования, и эти результаты находят подтверждение на практике, онлайн-обучение, в том числе VR, при большом количестве плюсов имеет и минусы. Самым главным минусом является то, что качественно выполняя какие-либо действия в виртуальной среде, человек не может столь же эффективно повторить их в реальной жизни. Это как уметь управлять машиной на тренажёре, но быть неспособным делать это на дороге.

эксперимент с VR-тренажером - ФФК ТГУ.jpgЭта тенденция заметна уже сейчас и, по мнению учёных, будет нарастать. Поэтому следующим шагом в исследованиях станет поиск путей решения проблемы. Исследователи рассматривают несколько вариантов. Один из них связан с параллельным выполнением действий в виртуальной и реальной среде, например, как фиджитал-спорт. В эксперименте студенты-участники занимались аэробикой в VR-очках.

Ещё один вариант, который пробуют исследователи, – это искусственная сшибка, преднамеренное столкновение нервных процессов в коре головного мозга. Оно может иметь разное влияние на мыслительную деятельность – как угнетающее, так и стимулирующее.

– Например, во время зачёта на каком-то этапе студенту предлагается дать заведомо неправильный ответ, – объясняет Леонид Капилевич. – Это психологически тяжело. Но после такого ответа человек должен вернуться на правильную линию мышления.

Итогом исследований учёных ТГУ станет модель, которую можно будет адаптировать к разным сферам обучения с учётом профиля специальности. Результаты своей работы участники проекта представят в конце 2025 года.