Лекция прошла в Информационном центре по атомной энергии, и была посвящена деятельности вузовского комплекса Томска, условиям жизни и быта ученых и студентов в годы войны, роле и вкладу томских ученых в укрепление обороноспособности страны, помощи промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, госпиталям и транспорту.
- Война перечеркнула планы и судьбы многих людей, - начал свою лекцию доцент кафедры современной отечественной истории Александр Сорокин. – Как только стало известно о том, что немцы вторглись на территорию нашей страны, начался колоссальный поток заявлений от студентов и преподавателей с просьбой взять их на фронт. Добровольцами на войну уходили даже те люди, которые нужны были в тылу, поскольку вносили важный вклад в развитие науки.
В связи с началом войны возникла необходимость кардинально перестроить учебный процесс в университете. Стране нужны были квалифицированные кадры, но готовить их нужно было в более короткий срок. В результате процесс обучения в университете сократился до трех и даже до двух лет. Зимние каникулы были отменены вовсе, а летние значительно сокращены. Основной формой занятий были лекции, потому что проводить практические занятия в лабораториях было очень сложно.
- Многие учебные корпуса томских университетов были заняты эвакуированными заводами, - рассказывает Александр Николаевич. – Например, в главном здании ТГУ располагался московский оптико-механический завод. В учебных корпусах находились госпитали. Учиться было просто негде. Факультеты, аудитории были разбросаны по всему городу, передвигаться студентам было очень неудобно.
В годы войны остро ощущалась нехватка топлива, часто возникали перебои с подачей воды и электроэнергии. В частности, в тех учебных корпусах, где проходили занятия, аудитории не отапливались. В суровые зимы
1941-1943 годов студенты сидели на лекциях в верхней одежде, в шапках. Не обогревалась даже научная библиотека ТГУ, где хранились уникальные экспонаты – рукописи Пушкина, Толстого, Горького, Есенина, эвакуированные из музеев центральной части страны.
- Несмотря на трудности, все верили в победу и всеми силами старались ее приблизить, - говорит Александр Николаевич. – Студенты и сотрудники университета, сами скудно питаясь, собирали посылки с продуктами для бойцов Красной армии. Шили теплые вещи и отправляли их в качестве подарков в разные войсковые части. Большинство сотрудников ТГУ ежемесячно отчисляли свой однодневный заработок в фонд обороны. Кроме того, деньги, собранные на строительстве, уборке урожая они отправляли либо на нужды фронта, либо на строительство самолетов. Кстати, Иосиф Сталин лично поблагодарил коллектив Томского университета за собранную сумму.
Кроме того, томские университеты осуществляли шефство над госпиталями. Многие студентки прошли обучение, стали медсестрами и лечили раненых. Студенты проводили с ранеными беседы, творческие вечера, читали для них научно-популярные лекции, оказывали содействие при подготовке в университет, благодаря чему многие их подшефные позже стали студентами и учеными.
В самом начале войны был организован томский комитет ученых по содействию Красной армии, промышленности и сельскому хозяйству. Он объединял порядка 400 ученых, которые выполняли исследования не только для местных предприятий, но и для предприятий Урала, Казахстана и других регионов страны.
- Интересно, что разработки быстро внедрялись в практику, - говорит Александр Сорокин. – Например, томские физики изобрели радиощуп для поиска металлических включений в теле раненого. Прибор позволял точно выяснить, где находятся, например, осколки снаряда. Через несколько месяцев после изобретения он был опробован в эвакуированных госпиталях, а через год использовался уже во всех фронтовых госпиталях. Среди других изобретений томский ученых – электробинт, который позволял гораздо быстрее заживлять раны.
Еще одним важным изобретением томских физиков стала дефектоскопная тележка. В годы войны была высокая необходимость транспортировки грузов по всей территории страны. Колоссальная нагрузка на рельсы приводила к тому, что в них появлялись трещины, искривления. Дефектоскопная тележка позволяла выявлять все дефекты рельсов и быстро их исправлять. Она применялась практически на всех железнодорожных путях страны, а после войны ее начали использовать в московском метрополитене.
Также в годы войны важную роль играло освоение месторождений полезных ископаемых - угля, золота, железной руды и других. Томские геологи и химики совместно с промышленными предприятиями проводили экспедиции по территории Сибири, Урала, Казахстана и открыли много месторождений полезных ископаемых, которые потом стали быстро осваиваться.
Доцент Александр Сорокин в конце лекции привел слова томского ученого Владимира Кузнецова, который в день Победы сказал: «Мы, ученые, вместе со всем народом радуемся великому празднику Победы, <…> радуемся потому, что мы принимали участие в завоевании этой Победы. Наша совесть чиста: в своих лабораториях мы работали для фронта, для Красной армии <…>. Теперь с новой энергией, энтузиазмом, с новыми силами мы будем работать над тем, чтобы залечить нанесенные раны стране и обеспечить невиданный расцвет науки и культуры и дальнейший бурный подъем могущества нашей великой Родины».