Научная группа, в которую вошли ученые России, Беларуси, Польши, Германии, провели масштабное исследование остатков лосей, чей максимальный возраст достигает 50 000 лет. Биологи и палеонтологи смогли выявить особенности обитания животных в этом интервале времени и установили, что уже в голоцене численность популяции лосей снижалась из-за антропогенного давления. Также установлено, что максимальное генетическое разнообразие лосей сформировалось на территории современной Сибири из-за смешения видов. Результаты исследования опубликованы в журнале Science of The Total Environment (Q1).
– География изученных образцов очень широкая – от Западной Европы вплоть до Аляски, – поясняет один из авторов статьи, заведующий кафедрой палеонтологии и исторической геологии ГГФ ТГУ Андрей Шпанский. – Из России образцы были представлены в основном из Якутии, Томской и Омской областей, а также из Уральского отделения РАН. Выборка очень хорошая, более 650 образцов. Возраст большинства из них установили наши польские коллеги с помощью радиоуглеродного датирования. Оказалось, что самым старым экземплярам даже не 50 тысяч лет, а больше. По «молодым» лосям, жившим в последние 150 лет, большой блок информации предоставили ученые кафедры зоологи позвоночных и экологии Биологического института ТГУ.
Исследование морфологических особенностей лосей в комплексе с проведением генетической экспертизы показало, как виды распределялись на севере Евразии на границе плейстоцена и голоцена.
– Лось – особенное животное по своей экологии, строению, особенностям питания, – отмечает Андрей Шпанский. – Он питается зачастую вегетативными побегами кустарников, деревьев, что диктует экологическую привязанность к ландшафтам. В конце плейстоцена – начале голоцена, когда на планете был глобальный экологический кризис и вымер целый ряд животных – бизоны, мамонты, древние носороги, которые тяготели к широким открытым ландшафтам, лось, привязанный к лесам и пойменным зарослям, которые стали широко распространенным ландшафтом, благополучно этот кризис пережил. Началась его новая волна распространения.
Новые исследования показали, что Западно-Сибирская равнина является переходной территорией, где происходил генетический обмен между европейским и сибирско-американским видами. Богатое биоразнообразие обеспечило максимальную устойчивость и адаптивность этому представителю фауны. И в далеком прошлом, и сейчас хорошему распространению лося способствуют ландшафтные особенности – наличие не только лесов, но и многочисленных рек, поймы которых оптимальны для обитания лосей.
Зарубежные ученые провели компьютерное моделирование условий окружающей среды с разбивкой на девять временных периодов. Один из наиболее интересных выводов, к которому пришли исследователи: на лосей в прошлом влияло как изменение климата, так и антропогенное давление. Основным фактором среды была высокая летняя температура, что заставляло европейских лосей смещать свой ареал, особенно в голоцене. Это смещение преобладало с запада на восток, преимущественно в последние две тысячи лет, что вероятно связано уже с антропогенным давлением, рукотворным изменением ландшафтов и охотой.
– Сейчас давление человека на вид порой является критическим, – добавляет Андрей Валерьевич. – Лось – крупное животное, очень уязвимое к хозяйственной деятельности человека: развитию сети дорог, нефте- и газопроводов и прочему. Рассечение традиционных местообитаний дорогами и путепроводами ограничивает перемещение лосей в пределах их территорий и уменьшает возможности прокорма для животных. Наряду с этим нередки случаи гибели лосей при столкновении на дорогах.
Сейчас большим фактором давления для лосей является массовая вырубка леса. Это приводит к оголению очень больших участков и также к разрыву места обитания лосей. Ареал может стать пятнистым, что очень нехорошо для вида. Такие проблемы наиболее характерны для густонаселенных стран Европы и некоторых регионов юга Западной Сибири с высокой плотностью населения.
Понимание особенностей экологии вида, его реакции на различные изменения климата и окружающей среды дает возможность корректировать хозяйственную деятельность человека в целях сохранения популяций, подчеркивает эксперт.