Ученые: уход в виртуальные миры имеет положительные стороны

Ученые: уход в виртуальные миры имеет положительные стороны

Студентка философского факультета Наталья Сыпина под руководством доцента Романа Быкова провела исследование того, как уход в виртуальные миры влияет на индивида. Главный вывод, который делает студентка, – виртуальный эскапизм (уход в виртуальный мир) имеет больше положительных сторон, чем отрицательных.

Наталья Сыпина проинтервьюировала молодых людей в возрасте от 19 до 26 лет, ежедневно тратящих более трех часов на посещение социальных сетей, просмотр фильмов и сериалов и серфинг в Интернете.

По итогам интервью студентка разделила социальные последствия виртуального эскапизма на две группы: позитивные и негативные. К позитивным она отнесла функцию рекреации, которую выполняет виртуальное пространство для индивида, появление новых социальных связей, возможность заработать посредством киберспорта, получение новой информации.

Отрицательными сторонами виртуального эскапизма являются формирование привычки уходить от проблем, нежелание возвращаться к повседневности, отсутствие мотивации для активной физической и интеллектуальной деятельности, проблемы со здоровьем.

– Мы сделали вывод, что виртуальный эскапизм является скорее положительным явлением, вопреки распространенным общественным представлениям, так как позитивных последствий выявлено больше, чем негативных, – говорит Наталья Сыпина. – По нашему мнению, для индивида они также более значимы, чем негативные.

Многие респонденты, отмечает студентка, говорили, что виртуальная реальность для них – действительно способ уйти от проблем, но игровой процесс помогает снять стресс, снизить агрессию. Для некоторых участников интервью виртуальная деятельность выступает в качестве источника новой информации для саморазвития, а также может являться источником дохода. Каждый респондент отмечал, что погружение в виртуальный мир приносит удовольствие.

Однако при этом в ходе исследования было выявлено, что эскапизму подвержены люди, склонные к лени и немотивированные в достижении чего-либо.

– Часто эскаписты – это те, кто привык откладывать решение проблем на потом, предпочитая уходить от реальности. «Я обычно тяну до последнего, а потом делаю героический рывок и разруливаю все проблемы. А вот пока этот последний момент не настал, я заглушаю голос совести и тревогу за невыполненное дело играми», – цитирует Наталья слова одного из респондентов.

По словам научного руководителя студентки Романа Быкова, проблема ухода в виртуальные миры достаточно хорошо изучается как в России, так и за рубежом, но внимание исследователей обычно сосредоточено на негативных последствиях феномена. Это порождает узость описаний результатов исследований и анализа последствий.

– Наталья через эмпирическое исследование создала целую картину, состоящую из жизненных миров молодых людей, уходящих с головой в виртуальную реальность. Она не просто показала в духе феноменологии, как отображается мир в сознании респондентов, но и описала повседневные способы, благодаря которым люди убеждают себя в том, что им нужен уход от реальности и в какой мере он нужен. Подобные работы помогают сдвинуть мертвые глыбы устойчивых стереотипов, которые нередко присутствуют и в научном пространстве, – говорит Роман Быков.

Результаты этого исследования можно применить для дальнейшего изучения феномена эскапизма, а также в социальной политике, особенно связанной с молодежью, в педагогике и других социальных науках.